· проведение параллельных (массовых) обследований;
· привлечение менее квалифицированного персонала для проведения обследования;
· использование многих методик;
· возможность адаптивного тестирования с быстрой обработкой текущих данных (например, пропуск отдельных заданий теста или тестов целиком; предварительное предупреждение или даже возвращение к началу теста по показателям шкал лжи и др.).
Негативные аспекты:
· различный уровень владения компьютером у обследуемых (например, навыков работы с мышью);
· по-прежнему актуально квалифицированное наблюдение за особенностями обследуемых людей в процессе тестирования (заинтересованность в результатах, эмоциональное состояние, частота обращения за помощью, общий стиль поведения).
Этап обработки
Позитивные аспекты:
· освобождение специалиста от трудоемких операций;
· возможность проведения массовых обследований;
· повышение точности регистрации и уменьшение ошибок обработки (при ручной обработке теста MMPI допускалось до 20 процентов ошибок);
· быстрый выбор нормативной базы (тестовых норм, полученных на различных группах), с которой сопоставляются индивидуальные результаты;
· возможность использования сложных методов анализа данных (регрессионный, факторный, кластерный, дискриминационный анализ, многомерное шкалирование и др.).
Негативные аспекты:
· проблема соотношения бумажных и компьютерных норм, а также параллельного использования данных, полученных при диалоговом (компьютерном) и бумажном тестировании;
· возможные ошибки в программе, проявляющиеся в редких случаях (при нетипичном сочетании показателей).
Этап интерпретации
Позитивные аспекты:
· быстрое получение психодиагностических результатов;
· наличие нескольких характеристик (для обследуемого, специалиста, руководителя);
· получение по-разному построенных заключений, в зависимости от целей обследования;
· возможность редактирования характеристик.
Негативные аспекты:
· желательность учета результатов наблюдения, полученных как до, так и во время проведения тестирования, а также данных медицинского, биографического и демографического характера и др. (требования к квалификации экспериментатора);
· высокая вероятность получения противоречивых результатов при использовании нескольких методик (недостаток, присущий психодиагностике в целом, но сильнее провоцируемый при использовании компьютера).
Этап сообщения (выдачи) результатов
Позитивные аспекты:
· легко отклоняются претензии на предвзятость экспериментатора (компьютер обрабатывал данные и выдал результаты);
· получение красивых и информативных распечаток с текстовой, числовой, табличной и графической информацией.
Негативные аспекты:
· предварительный просмотр результатов при данной технологии не всегда возможен, равно как и их корректировки (редактирования) с учетом особенностей обследуемого (например, чтобы не нанести психическую травму);
· неправильное использование результатов (особенно печатных) самими обследуемыми.
Этап хранения и использования данных
Позитивные аспекты:
· обычно создается база данных с возможностями поиска, сортировки, группировки и т.д.;
· быстрое вычисление (или пересчет) новых тестовых норм для отдельных групп обследованных;
· возможность анализа результатов отдельных групп обследуемых, для использования в дальнейшей работе;
· возможность сбора данных в разных местах (например, филиалах организации, раскиданных по разным городам).
Негативные аспекты:
· возможность доступа к данным посторонних лиц;
· возможность потери данных по компьютерным причинам (например, сломался жесткий диск, или компьютер подвергся вирусной атаке, или кто-то стер данные), а отсюда - необходимость резервного копирования данных, как дополнительная работа, которую нужно правильно организовать.
Основные стадии проведения тестирования:
1. Проведение тестирования:
· инструкция к тесту и способам выбора ответов, всегда предваряющая тест;
· "строгий" интерфейс (счетчик вопросов, отсутствие отвлекающих "украшающих" деталей);
· выбор ответов мышью и клавиатурой;
· "бумажные" возможности для совместимости (возврат для исправления, повторный просмотр инструкции, нейтрализация фокуса после предыдущего ответа);
· ввод с бланков (ввод исходных ответов в специальном окне).
2. База данных:
· наличие базы данных клиентов и результатов с набором стандартных услуг (редактирование, сортировка, поиск);
· возможность слияния данных (работа с разъездами - данные в одной базе).
3. Представление результатов:
· показ результатов отделен от тестирования;
· числовые и графические результаты;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|