Люди, опирающиеся на T-фактор, при обработке информации и принятии решений (логики), считают оправданным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F-людям (чувственным) характерны субъективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала T-F - единственная, в которой отмечены половые различия.6 из 10 мужчин являются логиками, 6 из 10 женщин предпочитают полюс чувственности.
Люди с J-предпочтением стремятся как можно раньше принять определенное решение и затем действовать уже в рамках конкретного плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы на пути достижения перспективной цели. Их действия, в принципе, предсказуемы. Р-индивиды пытаются зарезервировать как можно больше возможных вариантов действий в зависимости от обстоятельств. Ил свойственно стремление собирать, воспринимать максимум информации до момента принятия решения. Поэтому их действия выглядят импульсивными. Возможные сочетания указанных парных факторов дают возможность установить тип темперамента и функциональный портрет конкретного индивида.
Индивидуальные свойства темперамента могут оказывать существенное влияние на здоровье человека. Первоначально на это указывал еще Гиппократ. В концепции четырех темпераментов как типов высшей нервной деятельности, развитой И.П. Павловым, особое место отводится сангвинику - сильному, подвижному и уравновешенному типу, обладающему максимальном "потенциалом здоровья". Противоположностью его выступает меланхолик, для которого характерны слабые процессы возбуждения и торможения, быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. Следовательно, адаптивные ресурсы меланхолика минимальны, что требует от него особых усилий по поддержанию собственного здоровья. Остальные два типа - флегматик и холерик, отличаясь иными особенностями, занимают на шкале общей адаптивности промежуточное положение.
Будет приобретен 1 системный блок (25000 руб.), монитор (5150 руб.), клавиатура и мышь (600 руб.), с необходимым программным обеспечением, отдельно придется приобрести пакет MS Office (12047 руб.), пакет программ "proself" (12000). Общие расходы составят 54279 руб.
Стабильное экономическое положение, которое занимает организация, позволяет приобрести предлагаемый программный продукт и компьютер.
Рассмотрим плюсы и минусы компьютерного тестирования, весь процесс которого разделим на этапы.
Этап мотивировки и подготовки
Позитивные аспекты:
· обещание быстрого получения результатов повышает заинтересованность обследуемых;
· возможность создания игровой мотивации при использовании тестов, которые похожи на игры;
· единообразное предъявление инструкции, возможность вызова дополнительных пояснений и подсказок;
· снижение влияния экспериментатора (при необходимости до минимума);
· обещание конфиденциальности (компьютер не анализирует отдельные ответы, а только общие результаты; результаты не будут доступны посторонним лицам).
Негативные аспекты:
· остается необходимость контролировать прочтение инструкции, а также ее пояснения;
· нужно предвидеть возможность мотивационных искажений (неосознанных попыток выглядеть соответственно некоему эталону) особенно в ситуациях отбора и предлагать отвлекающие мотивировки обследования (что является почти искусством и требует опыта и квалификации экспериментатора);
· быть готовым к тому, что отдельные люди готовились к обследованию и предварительно проштудировали массу литературы по тестам, которая издается огромными тиражами;
Этап тестирования
Позитивные аспекты:
· возможность предъявления сложных, динамичных стимулов, которые лучше моделируют реальную деятельность обследуемого, сочетание зрительной и звуковой стимуляции;
· возможность сочетания компьютера с внешними исполнительными устройствами (например, оснащенными различными кнопками и рычагами, имитирующими реальную деятельность);
· возможность сочетания компьютера с приборами, регистрирующими различные психофизиологические показатели (например, ЭЭГ, КГР, ЧСС, частоту дыхания, температуру отдельных участков кожи и др.);
· возможность случайного порядка предъявления стимульного материала (например, как противодействие заучиванию при повторных тестированиях);
· возможность регистрации времени ответов или других действий (дополнительный источник информации, например, об утомлении к концу длительного тестирования; чрезмерном обдумывании вопросов определенного вида, или наоборот быстрых ответах, там где ожидается период размышлений);
· возможность четкой временной организации процедуры тестирования;
· сочетание бумажного тестирования с компьютерной обработкой;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|