В настоящее время гостиничная индустрия представляет собой крупнейшую
комплексную составляющую индустрии туризма. Всемирная туристская организация
определяет средство размещения как любой объект, который регулярно или
эпизодически предоставляет туристам места для ночевки. Если нет размещения
(ночевки) нет и туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого
туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема
туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов.
Важной задачей для гостиниц является создание репутации высокого качества
обслуживания. Высокое качество обслуживания гостей обеспечивается коллективными
усилиями работников всех служб гостиницы, постоянным и эффективным контролем со
стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов
обслуживания, изучению и внедрению передового опыта, новой техники и
технологий, расширению ассортимента и совершенствованию качества
предоставляемых услуг.
В последние годы гостиничный рынок характеризуется ростом предложения при
одновременном сокращении спроса на услуги размещения. Такое положение, как
нетрудно догадаться, чревато усилением конкуренции. В условиях сегодняшней
конкуренции предприятия индустрии гостеприимства, если они хотят выжить, не
могут больше опираться на традиционные неэффективные формы культуры
производства.
Одним из основных направлений формирования стратегических конкурентных
преимуществ в гостиничном бизнесе является предоставление услуг более высокого
качества по сравнению с конкурирующими аналогами. Ключевым здесь является
предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы и дааже превосходили
ожидания целевых клиентов. Ожидания клиентов формируются на основе уже
имеющегося у них опыта, а также информации, получаемой по прямым (личным) или
по массовым (неличным) каналам маркетинговых коммуникаций. Из этого,
потребители выбирают производителя услуг и после их предоставления сравнивают
свое представление о полученной услуге со своими ожиданиями.
Актуальность исследования конкурентных преимуществ в области туризма
определяется рядом обстоятельств. Во-первых, развитие экономической
деятельности в украинском туризме длительное время было осложнено
административно-командными чертами управления. Для адаптации к рыночным
условиям по сути дела заново была создана система управления туризмом. Опыт
выживания и балансировки интересов у туристских организаций отсутствовал.
Поэтому следует обобщить накопленный туристскими организациями опыт
конкурентной борьбы с учетом украинских реалий. Такое обобщение необходимо для
разработки адекватных мер приспособления организаций к изменчивой внешней
среде.
Во-вторых, современный мир характеризует жесткая конкурентная борьба.
Уровень активности конкурентной среды является определяющим моментом в
построении маркетинговой политики организации, в выборе средств и методов
ведения конкуренции.
В-третьих, вопросам развития рынка туризма посвящен ряд современных
исследований. Не отрицая важности маркетингового подхода к анализу конкурентных
преимуществ в области туризма, обращено внимание на стратегическую проработку
вопроса о конкурентных преимуществах. Стратегический менеджмент представляется
как концепция управления организацией, основой которой является человеческий
потенциал. Организация гибко и своевременно откликается на изменения окружающей
среды. Добиваясь конкурентных преимуществ на рынке, такая организация выживает
и решает поставленные цели. Речь идет о разработке механизма управления
организацией и приведения организационно-управленческого потенциала организации
в соответствие с организационным обеспечением управления.
В-четвертых, организация, побеждающая в конкурентной борьбе, при
необходимости выступает носителем инновационных технологий. Конкурентные
преимущества перестали быть статичными. Они меняются, поскольку инновационны по
своей природе. Организации, реализующие инновационный тип развития, вносят
новшества во все элементы архитектоники организации: культуру, систему
управления и персонал, власть, организационную структуру, информацию.
В-пятых, исследования конкурентных преимуществ особенно необходимы в
сфере услуг, а конкретнее, в области туризма. Производство услуг в мире
увеличивается опережающими темпами по сравнению с производством продуктов.
Борьба за потребителя происходит более интенсивно за счет внедрения
особых технологий обслуживания потребителей, за счет стремительного развития
вертикальной и горизонтальной интеграции деятельности. Стратегический
менеджмент становится инструментом выживания фирм. Возникает необходимость в
технологиях формирования конкурентных преимуществ в сфере туризма.
Объектом исследования данной работы являются процессы совершенствования
конкурентных преимуществ предприятий индустрии гостеприимства на региональном
рынке туристских услуг.
Предмет исследования - принципы и методы совершенствования конкурентных
преимуществ гостиницы «Интурист- Запорожье».
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию
конкурентных преимуществ гостиницы «Интурист- Запорожье». Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по вопросам конкурентоспособности и
конкурентных преимуществах предприятий индустрии гостеприимства;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность
гостиницы;
- исследовать конкурентные преимущества гостиницы «Интурист-
Запорожье»;
- разработать концептуальные основы повышения
конкурентоспособности гостиницы «Интурист- Запорожье» на региональном рынке
туруслуг;
- разработать управленческую модель совершенствования
конкурентных преимуществ гостиницы «Интурист- Запорожье»;
- подготовить рекомендации по совершенствованию конкурентных
преимуществ исследуемого предприятия;
В работе использованы следующие методы: библиографический,
статистический, сравнения и классификации, экономический анализ.
Данная работа включает три раздела. В первом разделе обоснованы
теоретические аспекты конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Особое
внимание уделено выбору стратегии достижения конкурентных преимуществ.
Рассмотрены процесс управления конкурентными преимуществами предприятия
индустрии гостеприимства и технология превращения их в конкурентоспособность
организации.
Во втором разделе дана характеристика и
проведен анализ хозяйственной деятельности гостиницы «Интурист-
Запорожье». Анализ конкурентных преимуществ исследуемой гостиницы выявил
необходимость разработки и реализации мероприятий по их совершенствованию.
В третьем разделе разработана управленческая модель совершенствования
конкурентных преимуществ в гостинице «Интурист - Запорожье», предложен комплекс
мер по совершенствованию конкурентных преимуществ на исследуемом предприятии.
Даны практические рекомендации, которые позволят улучшить работу гостиницы
«Интурист - Запорожье».
Информационной базой настоящего исследования послужили Законы Украины «О
туризме», «О поддержке малого бизнеса», труды отечественных и зарубежных
авторов, в том числе В.Д. Марковой, С.А. Кузнецовой, А.И. Панова и И.О.
Коробейчикова, Н.И. Кныша, Р.А. Фатхутдинова, А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда,
М. Портера, а также годовые отчеты гостиницы «Интурист- Запорожье» и другие материалы
из интернет ресурсов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
|