Конечной целью любой организации в конкурентной борьбе является успех. Достигается он или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы. Под конкурентоспособностью товара понимают интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента, определяющую его привлекательность в глазах потребителя [42, с. 34].
Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них связана с самим изделием и сводится к качеству; другая - связана с экономикой создания, сбытом и сервисом товара, а также с экономическими возможностями потребителя; третья отражает то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как члену той или иной социальной группы и т. д.
Чтобы создать конкурентоспособную организацию, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают субъекта рынка от его потенциальных или реальных конкурентов и на защиту этих же сторон. Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, поиск их как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления компании, управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии.
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами: качество продукции и услуг, наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта, уровень квалификации персонала и менеджмента, технологический уровень производства, налоговая среда, предприятие, доступность источников финансирования [14, с. 56].
Основа успешной бизнес-стратегии - устойчивое конкурентное преимущество, выражаемое в превосходстве над конкурентами по количеству клиентов и возможности противодействия влиянию конкурентных сил. Для этого организация организует свою деятельность и цепочку ценностей отличным от конкурентов образом и создает компетенции и ресурсы, которые конкурентам трудно или вовсе невозможно воспроизвести. Эффективное управление цепочкой ценностей дает возможность создать главные достоинства компании и превратить их в конкурентное преимущество.
Фатхундинов Р.А. в своей книге «Управление конкурентоспособностью орнанизации» рассматривает ценность как «нечто особенное, то, чем система владеет, стремится сохранить либо иметь в будущем». На рис. 1.1 представлена цепочка получения эффекта от ценностей [50, с.192].
Рис. 1.1. Цепочка получения эффекта от ценностей, формирующих конкурентные преимущества
Ценности могут превратиться в базисные или второстепенные, стратегические или тактические конкурентные преимущества, реализуемые вне или внутри производственной системы. Так, внутри системы могут быть реализованы новшества путем превращения их в инновации в любой сфере деятельности. Конкурентные преимущества, в конечном счете, воплощаются в товарах, выпускаемых данной системой и реализуемых на рынке. Продажа товара, имеющего конкурентное преимущество или изготовленного с использованием в системе внутреннего конкурентного преимущества, позволяет получить эффект.
Полученный после реализации товара доход, включающий эффект, вновь поступает в систему, которая использовала данное конкурентное преимущество. На рис. 1.1 эта связь показана обратной стрелкой от эффекта к системе. Производственная система распределяет полученный доход на внутреннее потребление (премирование персонала, техническое или социальное развитие системы и другие направления) и на получение новой конкурентоспособной ценности. Эта связь показана обратной стрелкой от системы к ценности. Важно полученный доход направлять на приобретение эффективных конкурентоспособных ценностей, которые могут быть реализованы в новые конкурентные преимущества данной системы [50, с. 193].
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|