В табл. 1.2 приведены основные внутренние факторы конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность.
Таблица 1.2 Внутренние факторы конкурентного преимущества товара (услуги) и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внутренний фактор конкурентного преимущества товара, определяемый системой |
Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара |
С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность |
Рациональность организационной и производственной структур системы |
Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара |
Конкурентоспособность персонала системы |
Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара |
Прогрессивность информационных технологий |
С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара |
Прогрессивность технологических процессов и оборудования |
То же |
Научный уровень системы управления (менеджмента) |
С увеличение количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара |
Обоснованность миссии системы |
Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров |
Факторы конкурентного преимущества организации также подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Конкретная украинская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ. В приложении Б приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.
Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители. Внутренние конкурентные преимущества организации Фатхундинов Р.А. предлагает разделить на шесть групп:
) структурные, образуемые при проектировании организации;
) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
) управленческие;
) рыночные;
) преимущества эффективности [50, с. 215].
Перечисленные в приложениях Б и В внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.
В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|