Наиболее цитируемым автором по теории конкуренции, управления конкурентными преимуществами является Майкл Портер. Его теория разработана на основе анализа развития многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных механизмов. К украинским реалиям эта теория, конечно, не адаптирована в полной мере и может быть использована только для сведения, как американский опыт.
Задачи специалиста в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятия гостиничного типа сводятся к следующим:
) анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;
) развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;
) формирование цели функционирования и развития объекта;
) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель или «сжатие» всех конкурентных преимуществ в «лазерный луч»;
) «направление лазерного луча» на цель [42, с. 200].
Перечисленные пять задач трудно выполнить. Для этого необходимо применять современные научные подходы и принципы, методы и модели, учитывать следующие подсистемы: организационную структуру, человеческие ресурсы, финансовые, материальные, информационные ресурсы и технологии, маркетинг, организационную культуру и другие.
При анализе конкурентных преимуществ предприятий гостиничной индустрии необходимо непосредственно учитывать факторы внешней и внутренней среды предприятия, так как каждый из этих факторов оказывает влияние на формирование конкурентных преимуществ.
К факторам внешней следует отнести политическую обстановку в стране, экономическую ситуацию, анализ конкурентной среды, уровень потребителя и другие. Так, например, спокойная политическая обстановка в стране курорта дает определенное преимущество предприятию гостиничного типа, находящегося на территории данной страны в отличие от конкурента, расположенного в стране с накаленной политической обстановкой.
Устойчивое функционирование предприятия является одним из факторов конкурентоспособности. Финансовую устойчивость гостиницы также можно считать конкурентным преимуществом, так как деятельность такого предприятия является рентабельной. Полученная прибыль от реализации основных услуг покрывает затраты, в результате чего появляются финансовые ресурсы для дальнейшего развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, через обновление материально-технической базы, что необходимо для улучшения качества сервиса, ведь современный турист стал более требовательным к условиям проживания и отдыха, поскольку у него есть возможность сравнить качество предоставления услуг. Гостиницы, располагающие современной материальной базой (оснащение номеров, развитая инфраструктура развлечений), соответствующей звездностью, безусловно, имеют преимущества перед конкурентами.
Персонал в индустрии туризма является важным ресурсом конкурентных преимуществ организации, а, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности их работников. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается также вежливостью персонала, его отзывчивостью. Таким образом, эффективное управление персоналом туристской организации является важным конкурентным преимуществом гостиничного предприятия. Для лучшего понимания роли управления конкурентными преимуществами в повышении конкурентоспособности и прибыли организации можно изобразить следующую логическую схему (рис. 1.3)
Рис. 1.3. Логическая схема реализации конкурентных преимуществ организации [42, с.204]
Важную роль при формировании конкурентных преимуществ играет место маркетинга в деятельности гостиницы, отношение высшего руководства к маркетинговой деятельности. Изучение потребностей покупателя, формирование гибкой ценовой и товарной политик, проведение маркетинговых исследований, эффективная рекламная деятельность позволяют постоянно сканировать внешнюю среду предприятия, следить за изменяющимися потребностями потребителей и в соответствии с полученными результатами формировать такой туристский продукт, который будет превосходить по конкурентным преимуществам товары конкурентов.
Нами была перечислена лишь малая часть возможных областей поиска конкурентных преимуществ в гостиничном предприятии.
Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности. К интегральной оценке конкурентных преимуществ целесообразно применять системный, комплексный и нормативный подходы.
С позиций комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические (технический уровень производства и выпускаемой продукции и т.п.), правовые (стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права), рыночные (потенциал рынка, сила конкуренцию, открытость, маркетинг и т.п.), научные (глубина анализа экономических законов и закономерностей, законов организации, широта и глубина применения научных подходов, современных методов), экономические (рентабельность, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и т.д.), организационные (организация производства, менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры и т.д.), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния [45, с. 203].
Перейти на страницу: 1 2 3
|