Таблица 2. Влияние недоплаты и переплаты на мотивацию работников при сдельной и повременной оплате труда
Форма оплаты |
Недоплата |
Переплата |
Сдельная |
Повышение количества при худшем качестве |
Повышение качества при меньшем количестве |
Повременная |
Более низкое качество и (или) количество - в зависимости от того, чего легче достичь |
Более высокое качество и (или) количество - в зависимости от того, что лучше устраняет чувство несправедливости |
Из теории Адамса вытекает и ряд общих рекомендаций для менеджеров:
1) менеджеры должны систематически наблюдать за восприятием сотрудниками соотношения их вклада и вознаграждения и предотвращать формирования чувства несправедливости;
2) следует по возможности максимизировать оплату труда стараться избегать появления у работника чувства недоплаты, т.к. это снижает производительность. Снижение производительности тем выше, чем большее число работников одного уровня негативно оценивает своё положение;
) критерии измерения вклада подчиненных в общую работу должны быть изложены в понятной форме и сообщены всем до начала работы;
) работников интересует больше не абсолютный уровень их размера заработка, а его величина по сравнению с коллегами. Это можно использовать при мотивации сотрудников при ограниченности ресурсов вознаграждения. Для повышения мотивации менеджеры должны распределить их так, чтобы хоть немного поощрить лучших работников;
) дифференциация доходов стимулирует производительность труда у работников, способных добиваться результатов выше средних. Но происходит это лишь при условии точного измерения результатов труда;
) изменения во взаимоотношении оплаты и затрат следует проводить прежде всего у работников, которые могут сравнить своё положение с положением коллег;
) следует избегать изменений в вознаграждении, не соответствующих самооценке работника, как в сторону занижения, так и в сторону завышения, т.к. и те и другие негативно влияют на мотивацию.
В заключение следует отметить, что Адамс внёс ряд новых моментов в развитие теории мотивации. К ним относятся: учет важной роли системы взаимоотношений сотрудников; учет не только результатов труда работника, но и его затрат; выявление возможных реакций работника на переживаемое чувство несправедливости.
Теория усиления мотивации Б. Скиннера отражает важный аспект мотивации - её зависимость от прошлого опыта людей. Суть этой теории состоит в том, что поведение людей в значительной степени обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники делают выводы из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых в прошлом давало позитивные результаты. Схематично механизм мотивации по Скиннеру можно представить следующим образом:
стимулы à поведение à последствия à будущее поведение
Согласно этой модели, наличие стимулов вызывает определенное поведение. Если последствия поведения положительны, то работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т.е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Неоднократные повторения одних и тех результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.
|