Определенный вклад в развитие теории мотивации внесли Ф. Тейлор, который указывал, что средний рабочий должен иметь возможность немедленно учесть результаты своего труда и в точности знать размер вознаграждения за него, если требуется, чтобы он проявлял максимальное рвение в работе. Он также указывал, что стремление к личному благу всегда является более сильным стимулом, чем соображения общего блага.
Следующим этапом в развитии теории мотивации явились исследования Э. Мэйо, представителя школы человеческих отношений, который на основе своих исследований на предприятиях «Вестерн электрик», выявил мотивацию к труду в межличностных отношениях. Он призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых является стремление человека к постоянной связи и взаимодействию со своими товарищами по работе. Однако проведенные Э. Мэйо исследования не дали возможность построить модель трудовой мотивации. Более детальные, углубленные гипотезы и выводы о структуре и соотношении индивидуальных мотивов, их зависимости от ситуации содержат содержательные и процессуальные теории мотивации. Приведем в сжатом виде самые известные из них, выделив наиболее важные моменты.
Содержательные теории мотивации. Они анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу относится к числу основополагающих содержательных теорий мотивации. Автор теории исходил из того, что все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые побуждают их к действию. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии. Обычно человек испытывает несколько взаимодействующих потребностей, сильнейшая из которых и определяет его поведение. Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет преобладать у него в ближайшей перспективе, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его труда.
Маслоу выделил 5 основных групп потребностей человека:
1) Физиологические потребности, удовлетворение которые необходимо для поддержания жизни, выживания, поэтому их нередко называют биологическими потребностями. К ним относятся потребности в пище, одежде, отдыхе и т.д. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, благоприятных условиях труда и т.п. Работники, поведение которых определяется этими потребностями, мало интересуются содержанием труда, их заботит его оплата и условия.
2) Потребности в безопасности подразумевают физическую (охрана труда, безопасность на рабочем месте) и экономическую безопасность (денежный доход, гарантированная занятость, социальное страхование). Эти потребности актуализируются и выходят на передний план, как только удовлетворяются физиологические потребности. Удовлетворение потребности в безопасности обеспечивают уверенность в завтрашнем дне. В организациях эта группа потребностей выражается в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, развитие социального партнерства в области социального страхования и т.д.
) Социальные потребности ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе и принятие ею человека. Они актуализируются и приобретают ведущую поведенческую значимость после того как удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнерства.
|