Источником возникновения потребностей в материальных благах является производство, социальных потребностей - общественный характер жизнедеятельности человека, духовных - сознание индивида. Для каждого работника потребности представляют собой определенную систему последовательно восходящих состояний, находящихся в постоянном движении.
Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а, следовательно, осуществлять обратную связь с производством. Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает товар, работу, способы жизнедеятельности. При этом реализуются его способности, цели и идеалы.
Таким образом, рождается взаимосвязь: потребность-мотив-стимул-цель-деятельность-результат-потребность. Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага.
Человек постоянно соизмеряет свои потребности с возможностью их удовлетворения каким-либо объектом или условиями жизнедеятельности. Чем привлекательнее и очевиднее реализация потребности с помощью данного объекта, тем интенсивнее производственная деятельность с целью получения данного объекта. Таким образом, объект деятельности включает в себя стимулирующее воздействие, внешнее побуждение к реализации своих мотивационных установок.
Стимул - это основной элемент управления человеческими ресурсами организации, являющийся внешним побуждением к деятельности. Именно стимулы переводят потребности в мотивы, т.е. в личностную смысловую причину поступков, которая является главным двигателем производства. Стимул - это такое воздействие на человека, которое оказывает влияние на его активность. Оно основано на предоставлении гарантий достижения в результате активности блага, удовлетворяющего потребность.
Сложность мотивационной работы состоит в том, что один и тот же стимул может иметь совершенно различный мотивационный эффект для различных категорий работников в зависимости от их возраста, статуса и т.д.
Успех стимулирующей деятельности в решающей степени зависит от правильности определения мотива деятельности, и в этой работе следует опираться на изучение и анализ потребностей работника, условий его труда и жизнедеятельности, личностных качеств и мировоззрения. Правильное определение взаимосвязи и соотношения мотива и стимула имеет огромное значение в работе менеджера по целенаправленному включению каждого работника в производственную деятельность коллектива.
Соотношение стимула и мотива характеризуется основными чертами.
1) Взаимосвязь и взаимообусловленность стимул и мотив. Внутреннее побуждение (мотив) перерастает в определенную фактически осуществляемую деятельность только под влиянием внешнего побуждения (стимула), заставляющего работника поверить в возможность удовлетворить его потребность при помощи стимула.
2) Стимул и мотив - это две стороны одного и того процесса мотивации деятельности работника.
) Стимул в процессе мотивации играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя трудовую деятельность работника, поощряя его инициативу по поиску путей повышения производительности труда, освоению новых специальностей, росту квалификации, а это не только обеспечивает реализацию мотива, но и обогащает мотивационные установки. Таким образом, один стимул может сформировать множество разнообразных мотивов, которые будут сменять друг друга по мере развития самого работника.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|