Теоретические основы стимулирования труда персонала предприятия

) Потребности в уважении (личностные потребности) включают в себя потребности в самоуважении, уважении со стороны других, в том числе в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении.

) Потребности в самовыражении (самореализации) включат в себя потребности в творчестве, осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей и т.п. Они более индивидуальные, чем остальные и характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности.

Первые четыре группы называют потребностями дефицита, т. к. степень их удовлетворения имеет предел, а пятая группа - это потребности роста, которые могут быть безграничны.

Из иерархического характера мотивационного воздействия потребностей для руководителя вытекают вполне конкретные практические выводы. В первую очередь он должен стремиться к удовлетворению потребностей низших уровней, например, в хорошей оплате труда, его условиях и стабильности рабочего места. Только после того, как эти потребности удовлетворены, можно использовать стимулы для удовлетворения потребностей более высокого уровня. Без учета такой зависимости руководитель не добьётся успеха.

Теория потребностей А. Маслоу сегодня используется на многих предприятиях. Она указывает отправные пункты для практических действий по организации и стимулированию работников в соответствии с преобладающим уровнем их потребностей. В то же время эта теория, как и любая другая теоретическая модель не лишена недостатков. Это связано с тем, что далеко не у всех людей существует предложенная А. Маслоу иерархия потребностей. Соотношение потребностей зависит от структуры личности, особенностей её воспитания и т.д. Существует немало людей, особенно творческих профессий, у которых потребность в самореализации доминирует, несмотря на слабую удовлетворенность потребностей более низкого уровня.

Теория мотивационных потребностей Д. МакКлеланда. Он утверждал, что любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня: во власти, успехе и принадлежности. На их основе возникает и четвертая потребность, а именно потребность в том, чтобы избегать неприятностей, т.е. препятствий или противодействий в реализации трёх названных потребностей. Например, ситуаций, способных лишить человека власти, группового признания или не позволяющих добиться успеха. Все работники в определенной степени испытывают потребность в успехе, власти и принадлежности. Однако у разных людей эти потребности выражены по-разному или существуют в определенных комбинациях. Их сочетание зависит как от прирожденных качеств, так и от личного опыта, ситуации и культуры человека. Потребности во власти, успехе и принадлежности проявляются в соответствующих мотивах. Основные мотивы устойчивы и изменяются лишь в течение длительного промежутка времени. Вместе с тем они подвержены краткосрочным колебаниям.

В соответствии с исследованиями МакКлеланда для улучшения мотивации менеджеров целесообразно использовать конкурентные методы достижения целей и отмечать людей, которые добиваются наивысшей эффективности в работе.

Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Он исследовал двести бухгалтеров и инженеров с целью выявить мотивационные факторы и силу их воздействия. Служащим задавали два вопроса о том, когда они чувствуют на работе себя исключительно хорошо и когда исключительно плохо. В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, не одинаково влияющих на мотивацию труда. Первую группу факторов Герцберг назвал гигиеническими, вторую - мотиваторами. Термин «гигиена» употребляется здесь в своем медицинском значении как предупреждение болезни, а не лечение её. К гигиеническим факторам относятся: отношения с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в организации; вознаграждений (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя; физические условия труда; стабильность рабочего места. Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности трудом. При улучшении гигиенических факторов неудовлетворенность трудом не ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11