Если в процессе тестирования возникли существенные, непреодолимые помехи, например если неожиданно явились ремонтные рабочие и требуют срочно освободить помещение, то следует прекратить тестирование, так как его результаты все равно не будут достоверными. Тестирование следует перенести на другое время, а выяснение причин возникновения помех осуществлять без присутствия тестируемых.
Если речь идет о важном тестировании, например, используемом при оценке уровня профессиональной компетентности, приеме на работу или аттестации персонала, то в некоторых случаях имеет смысл попросить участников подписать полузаполненные тестовые бланки, собрать их и зафиксировать полученные результаты (изготовив ксерокопии, внеся результаты в банк данных, пометив их фломастерами редкого цвета и пр.), а при последующем продолжении опроса раздать эти же бланки и завершить тестирование.
К слову, при разработке стандартных бланков не лишним будет предусмотреть специальное поле примечаний, в котором можно будет отметить особенность данного тестирования.
Когда все вопросы доведены до тестируемых, необходимо повторить пропущенные участниками тестовые задания (вопросы) и лишь затем перейти к анализу результатов.
Подведение итогов тестирования целесообразно осуществлять при непосредственном участии тестируемого с тем, чтобы повысить его вовлеченность в проводимое оценочное мероприятие и уровень психологического и социального доверия к процедуре.
При подведении итогов тестирования совместно с тестируемыми вначале им сообщаются алгоритмы подсчета и интерпретации результатов. Практика показывает, что подсчет и интерпретацию результатов следует специально разграничивать по времени и проводить четко и пошагово. При групповом тестировании обычно приходится ждать тех, кто медленно проводит подсчет баллов или вариантов ответов.
Эту вынужденную паузу лучше занять заранее подготовленной полезной информацией или устроить организованную паузу, например, сняв ограничения на пользование мобильным телефоном.
Поскольку подведение итогов тестирования сопряжено с особым психологическим напряжением участников тестирования, доведение шкалы оценки и подсчет результатов тестирования следует проводить в спокойной, эмоционально позитивной обстановке. При этом необходимо обратить внимание присутствующих на то, что участникам тестирования не следует оглашать вслух полученные ими результаты (если это специально не предусмотрено процедурой тестирования), а следует дождаться их интерпретации. Следует также подчеркнуть, что результаты проведенного тестирования - это своего рода "одномоментный срез" и что в другой ситуации, в другом психологическом состоянии и настроении каждый из присутствующих мог бы продемонстрировать и иные результаты. И особенно важно, если есть такая возможность, показать, что следовало бы сделать, чтобы при повторном тестировании продемонстрировать лучшие результаты (например, прочитать внимательнее должностные инструкции, изучить те или иные нормативные документы, справочники и т.п.). В таком случае тестирование принесет двойную пользу: выполнит свои основные диагностические, контрольные, селективные или иные функции и мотивирует участников тестирования к профессиональному саморазвитию.
· Итак, главная проблема многих современных тестов, применяемых в психологии, и особенно в управлении, - их низкое качество. Главный недостаток современного управленческого тестирования, который лежит полностью в зоне ответственности разработчиков теста, а также в зоне ответственности пользователей, допустивших неадекватное его применение, - низкий уровень валидности теста.
|