Однако с позиций современных принципов научного управления преимущества данного теста отнюдь не перекрывают его недостатков. Во-первых, компьютерная версия, к сожалению, кардинально меняет суть методики - в компьютерной версии отсутствует возможность наблюдения за сменой эмоциональных состояний испытуемого в процессе ручного оперирования предметами, имеющими только цветовые различия. На экране компьютера невозможно вручную расположить карточки подобно тому, как это происходит, когда испытуемый поочередно вытаскивает их из колоды "рубашками" вверх и, открывая, располагает их по своему усмотрению на столе. В компьютерном варианте нет ручного оперирования предметами, но есть мысленное перемещение "карточек" в весьма ограниченном виртуальном пространстве.
Во-вторых, индивидуальные цветовые предпочтения и установки на цветовые восприятия формируются на ранних стадиях развития личности, и в этом процессе велика роль конкретно-средовых факторов, которые не могут быть учтены в процессе интерпретации результатов теста (сам испытуемый может не иметь о них никакого представления, да и современными модификациями теста не предусмотрено никаких уточнений на этот счет). Например, огромную роль играют: климатическая зона, в которой родился и жил человек; экстремальные события жизни, устойчиво ассоциированные с тем или иным цветом; особенности цветового интерьера жилища в грудном возрасте; цветовые предпочтения значимых людей, прежде всего матери; особенности родного языка (например, количество слов в языке, обозначающих те или иные цвета и оттенки) и др.
Если же говорить о "врожденных" цветовых предпочтениях, то профессор экспериментальной психологии и педагогики Белфастского университета К. Валентайн уже во второй четверти прошлого века пришел к выводу, что положительная оценка цвета по ассоциации с приятным явлением того же цвета неправомерна, и указал на факторы вкуса, привычки, обученность, социальное влияние, которые "загрязняют" оценки испытуемых.
В-третьих, индивидуальные цветовые предпочтения и установки на цветовые восприятия во многом являются продуктом социального воздействия. Мотивация выбора цвета разворачивается на фоне множества мыслительных актов и во многом социально обусловлена. Из "основных" цветов мы едва ли найдем такой, который не имеет яркой социальной нагрузки, социального толкования, подтекста, более того, множественного социального подтекста (белый - свадебный, цвет чистоты, медицины; черный - цвет ночи, траура; желтый - солнца, золота, измены; красный - русской революции, СССР, крови и т.п.). Выбирая цвет, человек может не выходить за рамки своего типа апперцепции (восприятия). Согласно результатам экспериментальных исследований Э. Баллоу получается, что существует четыре типа апперцепции по поводу цвета: некоторые реагируют на произведения искусства как на вещь, материальный предмет (физиологический или объективный тип), другие - на эмоциональном уровне - как на повод для эмоционального отклика, переживания (субъективный тип); третьи проводят параллели с событиями прошлого и реагируют на свои воспоминания (ассоциативный тип); четвертые склонны реагировать по типу реакции на восприятие живого человека (тип "характера", назовем его "социальный тип"). В соответствии с типом восприятия формируется психологическая дистанция, которая, как полагал автор этого термина Э. Баллоу, возникает "в результате отделения объекта и его воздействия от собственного "я" путем вынесения его из сферы практических потребностей". У представителей физиологического типа восприятия нет психологической дистанции, у представителей ассоциативного типа есть некоторая дистанция, у субъективного типа она несколько преувеличена, у социального - наиболее ярко выражена.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|