Особенности стимулирования труда на предприятии

- в условиях отсутствия четких критериев могут возникнуть конфликты.

В настоящее время ст.144 ТК РФ предоставляет предприятию право самостоятельно определять виды и размеры премий по согласованию с соответствующим представительным органом работников или устанавливать их в коллективном договоре.

В современных условиях, как показывает практика, совершенно недостаточно использовать стимулы к труду только на удовлетворение потребностей в питании, жилье и одежде. Эти потребности на достаточно высоком уровне их удовлетворения перестают иметь для работника первостепенное значение и становятся чем-то само собой разумеющимся. Особую роль начинает играть социальная подсистема организации, включающая в себя совокупность межгрупповых и межличностных отношений, складывающихся в связи с трудовой деятельностью. В любой организации представлены такие компоненты социальной структуры, как классовые, половозрастные, этнические, региональные, профессионально-квалификационные и иные социальные группы. Наличие общих интересов и целевых ориентаций позволяют вырабатывать группам социальные нормы поведения и механизмы регулирования. В связи с этим группы способные выступать в качестве средств социального контроля и оказывать воздействие на поведение работников. Они закрепляют определенные ориентации, внушают установки, влияют на мотивацию поведения. Задача менеджмента заключается, с одной стороны, оптимально соединить в трудовом коллективе людей с различными качествами и характеристиками, а, с другой, подобрать руководителя, качества которого соответствовали бы особенностям данного коллектива и целям развития компании. Для успешного осуществления этих задач для менеджера необходимо изучение следующих потребностей: социальные потребности (в общении), привязанности, успеха, национальной гордости, авторитете, самоутверждении и т.д. Эти потребности раскрываются в следующих основных направлениях социальной мотивации:

- предоставление работы по склонностям, интересам и профессиональной подготовке;

- своевременный должностной и профессиональный рост;

- чувство уверенности в своем будущем;

- творческая атмосфера, дающая возможность самовыражения в труде;

- повышение демократичности руководства;

- сохранение здоровья работников;

- возможности обучения и карьерного продвижения;

- равные возможности при найме и карьерном продвижении;

- участие в управлении;

- создание благоприятной социально-психологической ситуации в коллективе на основе взаимного уважения и доверия;

- справедливость во всем: в установлении норм труда, распределении работы, оценки деятельности, вознаграждении.

В соответствии с этими направлениями в кампании разрабатывается социальный пакет. Социальный пакет компании включает и стимулы, требующие инвестиций компании (бенефиты), и стимулы, не требующие этого. В компаниях распределение тех или иных социальных выплат и льгот может производиться как адресно, в зависимости от качественных характеристик работника, так и безадресно, независимо от вклада и должности.

Бенефиционная система - это система, которая требует инвестиций. В ней выделяют стимулы, распределяемые обычно независимо от трудового вклада работника или уровня занимаемой должности - группа А, и зависящие от них - группа Б.

Бенефиционная система компании.

Группа А включает:

1) Организация питания сотрудников за счет фирмы.

2) Медицинская страховка и медицинское обслуживание работников и членов их семей.

) Оплата больничных, отпусков, путевок.

) Оплата командировочных расходов сотрудников, чья работа связана с разъездами.

) Оплата проездных билетов или компенсация расходов на бензин сотрудникам, использующим собственный автомобиль на работе.

) Предоставление спецодежды на рабочих местах.

) Мероприятия по повышению культуры труда, эстетики рабочего места, совершенствование условий и организации труда.

) Программы гибких графиков работы.

) Программы спортивных, культурных и корпоративных мероприятий.

) Программы развития карьеры, профессионального и квалификационного роста персонала по принципу «равенство шансов».

) Пенсионные корпоративные программы.

Группа Б включает:

1) Программы кредитования, субсидий, скидок, гибких социальных выплат и льгот.

2) Предоставление персонального кабинета, мобильного телефона, автомобиля и т.п.

) Продажа амортизированного ценного оборудования по льготным ценам.

) Учеба за счет компании.

) Индивидуальные системы страхования работников и членов их семей.

) Обучение смежным профессиям.

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12