- в условиях отсутствия четких критериев могут возникнуть конфликты.
В настоящее время ст.144 ТК РФ предоставляет предприятию право самостоятельно определять виды и размеры премий по согласованию с соответствующим представительным органом работников или устанавливать их в коллективном договоре.
В современных условиях, как показывает практика, совершенно недостаточно использовать стимулы к труду только на удовлетворение потребностей в питании, жилье и одежде. Эти потребности на достаточно высоком уровне их удовлетворения перестают иметь для работника первостепенное значение и становятся чем-то само собой разумеющимся. Особую роль начинает играть социальная подсистема организации, включающая в себя совокупность межгрупповых и межличностных отношений, складывающихся в связи с трудовой деятельностью. В любой организации представлены такие компоненты социальной структуры, как классовые, половозрастные, этнические, региональные, профессионально-квалификационные и иные социальные группы. Наличие общих интересов и целевых ориентаций позволяют вырабатывать группам социальные нормы поведения и механизмы регулирования. В связи с этим группы способные выступать в качестве средств социального контроля и оказывать воздействие на поведение работников. Они закрепляют определенные ориентации, внушают установки, влияют на мотивацию поведения. Задача менеджмента заключается, с одной стороны, оптимально соединить в трудовом коллективе людей с различными качествами и характеристиками, а, с другой, подобрать руководителя, качества которого соответствовали бы особенностям данного коллектива и целям развития компании. Для успешного осуществления этих задач для менеджера необходимо изучение следующих потребностей: социальные потребности (в общении), привязанности, успеха, национальной гордости, авторитете, самоутверждении и т.д. Эти потребности раскрываются в следующих основных направлениях социальной мотивации:
- предоставление работы по склонностям, интересам и профессиональной подготовке;
- своевременный должностной и профессиональный рост;
- чувство уверенности в своем будущем;
- творческая атмосфера, дающая возможность самовыражения в труде;
- повышение демократичности руководства;
- сохранение здоровья работников;
- возможности обучения и карьерного продвижения;
- равные возможности при найме и карьерном продвижении;
- участие в управлении;
- создание благоприятной социально-психологической ситуации в коллективе на основе взаимного уважения и доверия;
- справедливость во всем: в установлении норм труда, распределении работы, оценки деятельности, вознаграждении.
В соответствии с этими направлениями в кампании разрабатывается социальный пакет. Социальный пакет компании включает и стимулы, требующие инвестиций компании (бенефиты), и стимулы, не требующие этого. В компаниях распределение тех или иных социальных выплат и льгот может производиться как адресно, в зависимости от качественных характеристик работника, так и безадресно, независимо от вклада и должности.
Бенефиционная система - это система, которая требует инвестиций. В ней выделяют стимулы, распределяемые обычно независимо от трудового вклада работника или уровня занимаемой должности - группа А, и зависящие от них - группа Б.
Бенефиционная система компании.
Группа А включает:
1) Организация питания сотрудников за счет фирмы.
2) Медицинская страховка и медицинское обслуживание работников и членов их семей.
) Оплата больничных, отпусков, путевок.
) Оплата командировочных расходов сотрудников, чья работа связана с разъездами.
) Оплата проездных билетов или компенсация расходов на бензин сотрудникам, использующим собственный автомобиль на работе.
) Предоставление спецодежды на рабочих местах.
) Мероприятия по повышению культуры труда, эстетики рабочего места, совершенствование условий и организации труда.
) Программы гибких графиков работы.
) Программы спортивных, культурных и корпоративных мероприятий.
) Программы развития карьеры, профессионального и квалификационного роста персонала по принципу «равенство шансов».
) Пенсионные корпоративные программы.
Группа Б включает:
1) Программы кредитования, субсидий, скидок, гибких социальных выплат и льгот.
2) Предоставление персонального кабинета, мобильного телефона, автомобиля и т.п.
) Продажа амортизированного ценного оборудования по льготным ценам.
) Учеба за счет компании.
) Индивидуальные системы страхования работников и членов их семей.
) Обучение смежным профессиям.
|