Тема работы: Совершенствование процесса предотвращения конфликтов в
организации.
Актуальность темы исследования.
В процессе трудовой деятельности коллектива нередко создаются
противоречивые ситуации; они, в частности, могут возникать, когда в заранее
задуманные проекты практика вносит свои коррективы и помехи; не меньше
столкновений вызывают разные позиции и взгляды людей, выяснение которых
порождает многочисленные деловые споры.
В таких случаях неизбежно столкновение противоположно направленных целей,
интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей, что в
конечном итоге и определяет конфликт [6, c. 73].
Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности
организации.
Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной
удовлетворенности и эффективности организации.
Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Объект исследования - конфликтная ситуация.
Предмет исследования - процесс управления конфликтной ситуацией.
Цель исследования - совершенствование процесса управления конфликтной
ситуацией.
Задачи исследования:
. Изучить типы конфликта и причины его возникновения.
. Рассмотреть модель конфликтной ситуации и методы её разрешения.
. Провести эмпирическое исследование причин конфликта и предпочтительных
стратегий выхода из конфликта на примере конкретной организации.
. Предложить мероприятия по предотвращению конфликтов.
Гипотеза исследования - конфликт помогает выявить различные точки зрения,
дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив и
т.д.
Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям
возможность удовлетворить свои потребности в уважении и власти.
Новизна исследования - на основе теоретического материала и проведенного эмпирического
исследования в конкретной организации, разработаны стратегии предотвращения и
выхода из конфликта.
Степень и уровень разработанности проблемы. Понятие конфликта часто
ассоциируется с агрессией, угрозами, ссорами, войной и т.п. В результате бытует
мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его, по возможности,
следует избегать.
Такое отношение к конфликту прослеживается в рамках школы научного
управления, в классической школе и у приверженцев концепции бюрократии по М.
Веберу.
В рамках этих школ считалось, что наличие четкой иерархической системы,
рациональное распределение задач между подразделениями и сотрудниками в
организации, разработка процедур и правил устранят условия для появления
конфликтов.
В рамках школы человеческих отношений конфликт также считался
нежелательным явлением.
Он рассматривался как результат неэффективного руководства организацией.
Считалось, что хорошие взаимоотношения в организации могут исключить
возникновение конфликтов.
Современная точка зрения заключатся в том, что конфликт в организации не
только возможен, но часто и желателен.
Источниковая база исследования - информационно-библиографические издания
следующих авторов: Бородкина Ф.М., Коряка Н.М., Вахрушева В., Джинни Скотта Г.,
Иванцевича Дж.М., Лобанова А. А. и других; периодические издания.
Методологической базой исследования послужили методики Дж. Г. Скотта,
Алана Филли и др.
Методика исследования - теоретический и эмпирический способы организации
и проведения научных исследований.
Методы исследования:
общенаучные;
предметные (психологические).
Теоретическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут
быть использованы в теоретическом курсе менеджмента в разделе конфликтологии.
Практическая значимость работы подразумевает возможность применения
полученных результатов в практической деятельности предприятия для решения
конкретных задач и повышения эффективности работы.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
|