Существуют четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт.
Внутриличностный конфликт может принимать различные формы.
Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт.
Чаще всего он возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые или взаимоисключающие требования.
Например, заведующий отделом в магазине требует от продавца, чтобы он все время находился в отделе.
Позже он предъявляет ему претензии, что продавец все время тратит на покупателей и не заботится о пополнении отдела товарами.
Или, другой пример: от мастера участка его непосредственный начальник требует увеличения выпуска продукции, а руководитель фирмы по качеству одновременно требует повышения качества изделий.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть из-за того, что личностные потребности не согласуются с производственными требованиями (необходимость работы в выходные дни, когда запланировано семейное мероприятие, необходимость переезда в другой город, когда другие члены семьи теряют работу и т.п.) [14, c. 115].
Межличностный конфликт.
Межличностный конфликт самый распространенный.
В организациях он проявляется по-разному.
Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы: капитал, помещения, рабочую силу и т.п.
Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт может возникать также, например, между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакантной должности.
В этом случае конфликт может быть тонким и длительным. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей [10, c. 167].
Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой.
Как показали эксперименты, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки.
Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворять свои социальные потребности.
Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.
Например, кто-то захочет заработать побольше, перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое поведение как негативное явление.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, на совещании при обсуждении возможности увеличения объема продаж, когда большинство будет считать, что проблему можно решить снизив цену, один из участников совещания будет твердо убежден, что такая политика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что продукция фирмы хуже продукции конкурентов.
Хотя этот человек может искренне болеть за интересы организации, его все равно будут рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы [12, c. 76].
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве выполнения должностных обязанностей.
Например, когда руководитель предпринимает непопулярные дисциплинарные меры.
Группа может отреагировать на эти меры снижением производительности труда.
Межгрупповой конфликт.
Организация состоит из множества групп как формальных, так и неформальных.
Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Типичным примером межгруппового конфликта является противостояние администрации организации, с одной стороны, и профсоюзом, с другой стороны.
Другим примером межгруппового конфликта может быть противостояние линейных руководителей и работников функциональных служб.
|