Особенности системы управления и организационной структуры организации на
современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их
деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях
являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание
новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает
влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного
ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и
потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая
ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его
продукции, за уровень его заработной платы.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе
определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата
управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и
разработки систем принятия решения.
Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между
централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено
необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде;
установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех
уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить
оперативность принимаемых решений.
С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму
разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой
происходит процесс управления.
В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего,
рациональной организацией производства продукции, снижением издержек,
развитием, то есть, воздействием управления на внутренние факторы производства.
На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным
изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с
данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и
социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на
оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные
решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с
возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
Эволюция системы управления в переходный период направлена на
формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в
народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию.
В современных условиях происходит дальнейшее совершенствование
управленческой деятельности, вызванное ускоряющимся научно-техническим
прогрессом, усложнением проблемы сбыта продукции. Вместе с тем возникла
необходимость изучения форм и методов управления на уровне основного
хозяйственного звена - предприятия. Использование опыта на отечественных
предприятиях одна из важнейших задач.
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между
различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных
действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления -
его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их
полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы
организации.
Поскольку процесс управления информационный, то объект управления
представлен в системе управления информационными связями с органом управления и
окружающей средой. Можно дать следующее определение организационной структуры -
это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями
элементов объекта и органа управления.
Для того чтобы выжить в столь сложных условиях на базе многих предприятий
создаются холдинги, дочерние предприятия в которых начинали свою деятельность
предприятия, что давало им шанс выжить. Управление такими структурами очень
сложная задача. Для обеспечения эффективного управления холдингом необходимо
создать рациональную структуру управления. В данной курсовой работе речь пойдет
об ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Центра и Приволжья»,
на примере которого видно как важно совершенствовать структуру управления в
сложившейся экономической обстановке. Изменение организационно правовых основ
предприятий, изменение специализации и переход на выпуск новой продукции
неизбежно влечет за собой изменение организационной структуры управления. Этот
процесс весьма сложный и болезненный. От того, насколько своевременно
производится изменение оргструктуры, зависит и эффективность работы предприятия
и его аппарата управления.
Для такого серьезного предприятия как ОАО «Межрегиональная
распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» структурные
реорганизации имеют огромное значение, поэтому вопросы совершенствования
организационной структуры являются весьма актуальными.
Цель работы - анализ организационной структуры, и последующее
совершенствование организационной структуры предприятия, анализ организационной
культуры, жизненного цикла, законов действующих на организацию.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры:
понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры
· сделать анализ организационно-управленческой структуры
предприятия
· разработать проект по совершенствованию организационной
структуры предприятия
· проанализировать жизненный цикл организации
· проанализировать организационную культуру
· разобрать законы, действующие на организацию.
Объект исследования - ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая
компания Центра и Приволжья».
Предметом исследования является организационная структура предприятия.
В первой главе рассмотрены общая характеристика компании, жизненный цикл
и организационная культура.
Во второй главе проведен анализ организационной структуры и функций
управления.
В третьей главе освещены направления реструктуризации предприятия,
предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия,
рассмотрены законы, действующие на организацию
При написании курсовой работы использовались учебные пособия, статьи,
сайты, посвященные производственной структуре предприятий и документация ОАО
«Межрегиональной распределительной сетевой компании Центра и Приволжья».
Характеристика ОАО «МРСК Центра и Приволжья»
Общие сведения о компании
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая
компания Центра и Приволжья» является основным поставщиком услуг по передаче
электроэнергии и технологическому присоединению к электросетям во Владимирской,
Ивановской, Калужской, Кировской, Нижегородской, Рязанской, Тульской областях,
а также в Республике Марий Эл и Удмуртской Республике.
ОАО «МРСК Центра и Приволжья» зарегистрировано в Нижнем Новгороде 28 июня
2007 года.
Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» консолидировало активы,
создав крупную по мировым меркам энергетическую компанию, которая будет
осуществлять масштабную инвестиционную программу и целенаправленную
корпоративную политику в соответствие с долгосрочной стратегией развития.
Создание крупной операционной компании ОАО «МРСК Центра и Приволжья» приведет к
ликвидности акций, увеличению кредитного рейтинга, повышению инвестиционной
привлекательности и уровня ответственности менеджеров перед акционерами и
клиентами за финансовые результаты, качество услуг и надежное электроснабжение
регионов присутствия.
ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - многотысячная команда профессионалов.
Филиалы Общества действуют на территории 9 субъектов Российской Федерации:
Владимирской, Ивановской, Калужской, Кировской, Нижегородской, Рязанской,
Тульской областей, а также Республики Марий Эл и Удмуртской Республики.
Стратегия компании:
· развитие современной, экономически мощной операционной
межрегиональной распределительной сетевой компании, с ответственностью, от
ремонта, вышедшего из строя оборудования или ЛЭП, до глобальных вопросов
выплаты дивидендов, капитализации и тарифной политики;
· соблюдение интересов всех акционеров нашей компании;
· достижение высоких финансово-экономических,
производственно-технологических и управленческих показателей и повышение
прозрачности деятельности компании;
· дать возможность каждому сотруднику сказать и быть
услышанным;
· поддерживать стремление сотрудников постоянно учиться и
расширять свои профессиональные навыки;
· постоянно подтверждать, что мы открытая Компания, информируя
акционеров, клиентов, деловых партнеров, органы государственной власти,
сотрудников о результатах деятельности.
Организационно-правовая форма компании:
Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья по
организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом.
Открытое акционерное общество (ОАО) - это общество, уставный капитал
которого разделен на определенное число акций. Сущностью создания акционерного
общества является объявление учредителем о создании акционерного общества, т.е.
выпуск в продажу ценных бумаг (акций), и предложение определенному или
неопределенному кругу лиц покупать эти бумаги, тем самым формируя уставный
капитал.
Участники АО называются акционерами.
Учредительный документ - один, это устав, который утверждается
учредителями.
Высший орган АО - общее собрание акционеров, должно проводиться ежегодно.
Единоличный исполнительный орган - директор (генеральный директор).
Структура акционерного капитала ОАО «МРСК Центра и Приволжья» идентична
структуре акционерного капитала ОАО РАО «ЕЭС России», прекратившего свою
деятельность в результате реорганизации: 52% акций принадлежит государству, 48%
- миноритарным акционерам.
|