Но параллельно с развитием методических приемов анализа и представления данных утрачиваются профессионализм и достоверность большей части аналитической продукции в периодической печати. Стала значительно различаться информационно-аналитическая продукция «под заказ» и «для публикации».
Первая стремится сохранить объем и максимальное число свежих данных (последние по времени балансовые и иные показатели), вторая - быть осторожной в оценках, но яркой в изложении, с пустыми бессодержательными фрагментами текста. Чаще всего в таких обзорах (особенно экономической и политической тематики) нет ни единого нетривиального обобщения. Нередко видна прямая ангажированность обзорной информации. Обзоры утратили одну значимую часть - источники информации практически нигде не указываются, в связи с чем возникает недоверие к приведенным индикаторам и выводам.
Одной из основополагающих информационно-аналитической технологией, лежащей в основе многих из перечисленных услуг, является информационная диагностика. Информационная диагностика - технология анализа информации об объекте, реализуемая с помощью специальных процедур и методов в фиксированном предметном поле по избранным индикаторам для оценки состояния, тенденций и перспектив развития объекта. Диагностироваться может объект любой природы, если он изменчив с течением времени, а сведения об этих изменениях имеются в документальном потоке. Главные условия реализации процедур информационной диагностики: 1) Анализируется не сам объект, а известная в обществе информация о нем; 2) Для успешной диагностики должна обеспечиваться определенная полнота сбора документов (данных) об объекте, границы которого заранее описываются информационным аналитиком виде упорядоченного перечня ключевых слов или проблемно-ориентированного рубрикатора, фиксирующего предметное поле объекта; 3) Диагностические признаки - оценочные индикаторы - могут быть выбраны из числа признаков объекта - его свойств, качеств, физических параметров. 4) Технологическая цепочка методов и процедур диагностики должна позволять информационному аналитику осуществлять диагностику незнакомого объекта с воспроизводимыми результатами оценки объекта.
Понятия «информационная диагностика», «информационный мониторинг» объектов вводятся в конце 1980-х гг. Впервые в отечественной литературе такое четкое понятие как «информационная диагностика» зафиксировано в 1989 г. в работе В.Р. Серова со следующей характеристикой: «комплекс методов, позволяющих определить состояние той или иной области народного хозяйства и оптимальные пути ее дальнейшего развития».
В книге Г.Ф. Гордукаловой в 1990 г. и более ранних ее статьях было введено понятие «информационный мониторинг», под которым понималась технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в фиксированном информационном поле по избранным индикаторам для диагностики и прогноза развития объекта. Термин стал модным, но от многих вариантов его реализации хочется отстраниться, поскольку они предлагаются непрофессионально и компрометируют перспективные возможности мониторингового подхода. Информационный мониторинг - это особая технология информационной диагностики, построенная на порционном отслеживании новых сведений об объекте, появившихся за каждый новый период наблюдения, и последующего их сравнения с предшествующим периодом по набору избранных мониторинговых индикаторов. То есть информационный мониторинг - это и один из режимов информационной диагностики объекта на временной шкале.
Диагностировать объект можно в разных временных режимах: ретроспективный анализ - предполагает выявление тенденций развития за предшествующий период времени; оперативный экспресс-анализ - характеризует состояния объекта в определенный момент его развития; мониторинговый анализ - непрерывное наблюдение за развитием объекта (или знания о нем) через определенные временные точки.
Информационный аналитик получает обогащенное и систематизированное знание об объекте. Благодаря профессиональным навыкам поиска и систематизации информации, он из фрагментарных, разрозненных документов об объекте способен «сложить» целостное, совокупное и систематизированное представление о нем. Например, составить перечень авторов и фирм, занимающихся проблемой в последние годы, систематизировать направления исследований объекта и т.д. Репродуцированное знание об объекте (т.е. привнесенное из других областей научной и практической деятельности) выявляется на основе установленного сходства и отличия объектов, их свойств, сферы применения и т.д. Реализуется на основе сложной процедуры поиска и диагностики «неявно полезной» информации об объекте.
|