Сегодня эксперты отмечают, с одной стороны, падение спроса (и соответственно, цен) на простые информационные продукты (адресные и регистрационные данные, стандартные «бизнес-справки», дайджесты отрытых источников и т.п.). С другой стороны, возрастает доля запросов, связанных с проведением комплексных информационных исследований, аналитики факторов риска, проблемных исследований.
В отличие от некоторых других отраслей экономики, где с переходом от плановой системы к рыночной требовалась приватизация предприятий и изменение систем управления, информационных рынок формировался, фактически с «нуля». Информационная система при социализме обеспечивала лишь обработку «вертикальных» информационных потоков («сверху-вниз» - директивы и распоряжения, «снизу-вверх» - сбор отчетной информации), и, научно-технической информации. Переход к другой экономической модели с большим количеством «горизонтальных» информационных потоков, информационными потребностями относительно независимых от государства субъектов рынка - потребителей информации, потребовал создания принципиально иной информационной инфрастуктуры и системы информационных источников.
Сегодня доступные информационные ресурсы (как государственные, так и коммерческих предприятий), предлагающие рынку необходимые для принятия решений сведения, можно классифицировать следующим образом:
. Сектор деловой информации, включающий в себя биржевую, финансовую, коммерческую, экономическую, статистическую информацию:
биржевая и финансовая информация. Включает в себя информацию, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками. Это информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах;
экономическая и статистическая информация. Информация, предоставляемая государственными службами и частными компаниями, занятыми исследованиями и консалтингом, включает в себя числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде прогнозных моделей и оценок;
коммерческая информация. Это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работы и их продукции, ценам, финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях и т.п.;
деловые новости в области экономики и бизнеса, которые предлагают соответствующие специализированные службы и агентства, средства массовой информации.
. Сектор информации для специалистов, включающий в себя научно-техническую и специальную информацию, а также первоисточники:
профессиональная информация. Специальная информация, присущая определенной профессии (информация для врачей, юристов, преподавателей, фармацевтов, инженеров и т.п.);
научно-техническая информация. Документальная библиографическая, реферативная, справочная информация, данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности;
доступ к первоисточникам через библиотеки и специализированные банки данных, возможности приобретения первоисточников, получения их в виде полноразмерных документов и микрокопий.
.Сектор массовой и потребительской информации, включающий в себя новости и услуги, в том числе на основе современных средств телекоммуникаций:
справочная информация. Информация специализированных информационных агентств и служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
потребительская и развлекательная информация, которая ориентирована на домашнее использование. Это - местные новости, погода, расписания движения транспорта, коммерческие предложения и т.п.
Для исследования внешней среды применяют общие статистические данные, позволяющие оценить состояние рынка, перспективы его развития, тенденции изменения предложения и спроса. Данный сектор информационных источников охватывает сведения государственной статистики, экономические прогнозы, аналитические исследования, выполненные различными организациями и специалистами, результаты опросов общественного мнения и социологических исследований. Базы данных учетно-статистической информации разрабатываются международными организациями (Всемирный банк, например), на национальном уровне - органами Федеральной службы государственной статистики (Росстата), таможенных органов, Торгово-промышленной палатой РФ, научно-исследовательскими институтами. Большинство этих организаций имеют собственные электронные информационные сайты, обеспечивающие возможность получения необходимой информации. Однако большая часть этих данных закрыта для свободного безвозмездного доступа, и последний осуществляется на платной основе.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|