Высшее руководство компании (оно может называться по-разному: генеральный директор, совет директоров, правление и т.д.) - утверждает {цели} проекта, принимает у {менеджера} его результаты.
Куратор («спонсор») проекта - представитель высшего руководства, который, с одной стороны, контролирует проект, а с другой - помогает менеджеру лоббировать его на высшем уровне.
Если проект большой, то кроме менеджера проекта, в команду управления проектом входят другие руководители, например, главный инженер проекта (ГИП).
В команду проекта входят также исполнители, которые могут являться сотрудниками компании, так и не обязательно работать в компании.
В крупной компании, где проектная деятельность поставлена серьезно, могут также быть:
Проектный офис - подразделение, в функции которого входит координация проектной деятельности в компании: разработка и совершенствование методологии, обучение персонала, предварительный отбор проектов, помощь в их ведении.
Проектный комитет - совещательный орган, состоящий из топ-менеджеров компании. Он собирается, например, раз в квартал, чтобы заслушать отчеты по текущим проектам, принять решения об их дальнейшей судьбе, утвердить портфель проектов компании на следующий период.
Еще одна роль - это та, которую играет сама компания, породившая данный проект и в интересах которой он выполняется. Ее называют: постоянной компания или организация. При формирование команды следует учитывать многие качество.
Лидерство и управление. В работе руководителя проекта есть две стороны: управление и лидерство, которые одинаково важны и не могут существовать в отрыве друг от друга. Нельзя быть лидером материальных ресурсов, денежных потоков, планов, графиков и рисков. Ими необходимо управлять. Потому что у вещей нет права и свободы выбора, присущих только человеку.
Интеллектуальными людьми невозможно управлять. Творческие команды можно только направлять и вести. «Высокопроизводительное управление в отсутствие эффективного лидерства подобно упорядочению расстановки стульев на палубе тонущего «Титаника». Никакой успех в управлении не компенсирует провала в лидерстве».
Эффективные команды не образуются сами по себе, они кристаллизуются вокруг признанного лидера. Как не бывает лидеров без последователей, так и не бывает команд без лидеров. Поэтому первый шаг руководителя при создании эффективной команды - это стать лидером, вокруг которого сможет сплотиться рабочий коллектив. Лидера нельзя назначить.
Лидерство, это в первую очередь, это умение управлять своей собственной жизнью и только потом другими людьми. Сверхвысокое значение коэффициента интеллекта IQ, к сожалению, в этом не поможет. Личная эффективность человека на 80% определяется его коэффициентом эмоционального интеллекта EQ (Emotional Intelligence) - способностью понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хорошая новость. В отличие от IQ, который формируется в ранней молодости и затем практически не меняется, EQ можно повышать на протяжении всей жизни. Если, конечно, прилагать к этому усилия.
Если руководитель не смог стать лидером, он будет вынужден применять в своей практике управленческие антипаттерны. Для такого руководителя характерны чрезмерная настороженность, скрытность, неспособность делегировать полномочия. Он исходит из предпосылок индустриальной эпохи Генри Форда: «Работники ленивы, поэтому им необходимы внешние стимулы для работы. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания».
Жизненный цикл проекта.
На практике количество фаз проекта, как правило, варьируется от 4 до 9 (но может быть и больше).
|