Каждая фаза может характеризоваться по таким параметрам, как:
стоимость;
продолжительность;
степень вовлечения персонала;
степень вероятности успеха проекта;
влияние ключевых участников.
Все эти характеристики зависят от конкретного проекта, условий его реализации и опыта участников.
Но логика и содержание процессов развития проектов имеют много общего и можно выделить основные фазы жизненного цикла проекта
Основные фазы жизненного цикла проекта
Типичный жизненный цикл проекта, как видно в соответствии с рисунком 11, состоит из четырех фаз:
Начальная фаза (концепция).
Фаза разработки.
Фаза реализации.
Фаза завершения.
Рисунок 5 Жизненный цикл проекта
Каждая фаза, как правило, заканчивается созданием одного или нескольких промежуточного продуктов.
Например, фаза концепции может завершаться написанием и последующим утверждением отчета о проведенном обследовании, фаза проектирования может быть завершена сборкой и утверждением опытного экземпляра нового изделия (прототипа) и т.д.
Достаточно часто возможно параллельное выполнение работ разных фаз, что вызывает перекрытие фаз и сокращение продолжительности проекта в целом.
Какие работы входят в состав основных фаз проекта?
Фаза концепции посвящена разработке концепции проекта и включает в себя:
Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование).
Выявление потребности в изменениях (в проекте).
Определение проекта:
цели, задачи, результаты;
основные требования, ограничительные условия, критерии;
уровень риска;
окружение проекта, потенциальные участники;
требуемое время, ресурсы, средства и др.
Определение и сравнительная оценка альтернатив.
Представление предложений, их апробация и экспертиза.
Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
В фазе разработки разрабатываются основные компоненты проекта, и осуществляется подготовка к его реализации.
Основные работы этой фазы:
) Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.
Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.
) Развитие концепции и разработка основного содержания проекта:
конечный результат(ы) и продукт(ы), стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы.
) Структурное планирование :
декомпозиция проекта;
календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения;
смета и бюджет проекта;
потребность в ресурсах;
процедуры УП и техника контроля;
определение и распределение рисков.
) Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.
) Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.
) Представление проектной разработки.
) Получение одобрения на продолжение работ по проекту.
В фазе реализации выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта.
Данная фаза включает в себя:
) Организацию и проведение торгов, заключение контрактов.
) Полный ввод в действие разработанной системы УП.
) Организацию выполнения работ.
) Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.
) Ввод в действие системы стимулирования (участников) проекта.
) Детальное проектирование и технические спецификации.
) Оперативное планирование работ.
) Установление системы информационного контроля за ходом работ.
) Организацию и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, закупками.
|