5. Интервью
Целью проведения интервью является сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата, проверка документальной информации в непосредственном контакте. Обмен информацией при этом происходит обычно в форме вопросов и ответов. Основные различия между типами беседы заключаются в [14]:
· подходе к беседе проводящего ее представителя фирмы;
· типе информации, которую желает получить представитель фирмы;
· сущности конкретной ситуации.
В беседе типа "а" проводящий собеседование заранее готовит список вопросов и в дальнейшем от него не отклоняется. Многие вопросы имеют перечень готовых вариантов ответа, и проводящему беседу приходится только отмечать ответы заявителя в заранее предусмотренных графах. Такая беседа имеет очень ограниченный характер, а получаемая информация не дает возможности обеспечить четкую последовательность в беседе. Данный подход стесняет и претендента, который не всегда способен ответить на поставленные вопросы.
Для проведения бесед типа "б" заранее готовятся только основные вопросы, но проводящий беседу может также приготовить и другие вопросы. Хотя этот метод требует большей подготовки от ведущего беседу, он допускает и большую гибкость, чем беседа типа "а". Представитель фирмы может задавать вопросы в тех областях, которые в данном конкретном случае заслуживают большего внимания и важны для данного рабочего места. Однако при менее схематизированных беседах их трудно повторить.
В беседах типа "в" проводящий беседу представитель фирмы готовит лишь список тем, которые следует затронуть.
Умение создать доверительную атмосферу, которая поможет кандидату преодолеть скованность и напряжение, выбрать наиболее подходящую в данном случае форму собеседования, моделировать ситуации, позволяющие раскрыть разные стороны личности и оценить профессиональный уровень кандидата, приходит с практикой.
При проведении собеседования следует придерживаться таких основных социально-психологических требований [15]:
. Вопросы следует четко и ясно сформулировать. Кандидат должен сосредоточить свое внимание и усилия на ответах на ваши вопросы, а не на расшифровке самих вопросов. Используйте простые и понятные слова. Не задавайте по несколько вопросов "на одном дыхании". Вопросы целесообразно сгруппировать по темам, плавно переходя от одной к другой. Иногда стоит подчеркнуть это: "Теперь, когда мы выяснили вопросы, связанные с вашим образованием, поговорим об опыте работы". Не давайте беседе сбиваться с заданного вами курса. Если ответ собеседника увел в сторону от сути вопроса, переспросите его: "Простите, я имел в виду.".
2. Сделайте так, чтобы кандидат говорил больше, чем вы сами. Помните, что это вы интервьюируете его, а не он вас. Смекалистый кандидат может разговорить вас так, что останется самое благоприятное впечатление о нем, хотя вы слушали самого себя.
. Обратите внимание на вопросы, которые он задает вам. "Золотое правило" интервьюера: 20 процентов времени задавать вопросы и 80 - слушать.
. Воспринимайте кандидата всеми чувствами. Бессловесный контакт не менее важен, чем словесный. Обратите внимание на мимику кандидата, жестикуляцию, позы, выражение глаз.
. Часто важную информацию дают ответы из областей, довольно отдаленных от непосредственного предмета разговора. Например, тот, кто увлекается полетами на дельтаплане, в сущности, дает вам понять, что любит рисковать. Если он сам построил дом, значит, он настойчив и может многое сделать сам.
Целесообразность использования тех или иных методов отбора определяется специалистами, отвечающими за поиск и отбор новых работников. Этот выбор в значительной степени зависит от должностного уровня работников, отбираемых на имеющиеся вакансии. В Таблице 1 приводятся данные, полученные западными учеными на основании масштабных исследований, в отношении частоты использования разных оценочных процедур в зависимости от уровня отбираемых работников [16].
Таблица 1 - Использование различных методов для отбора кандидатов разного уровня
Методы оценки |
Низкоквалиф. рабочие |
Специалисты |
Линейные руководители |
Среднее звено руководства |
Выше руководство |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Интервью |
87% |
96% |
93% |
93% |
93% |
Тесты знаний |
34% |
16% |
8% |
7% |
5% |
Тесты способностей |
46% |
21% |
11% |
8% |
6% |
Рабочие испытания (выполнение пробных заданий) |
24% |
10% |
4% |
2% |
1% |
Оценка навыков командной работы |
4% |
5% |
6% |
4% |
6% |
Стандартизованные личностные опросники |
5% |
8% |
9% |
14% |
13% |
Центры оценки |
5% |
2% |
6% |
7% |
9% |
Стандартная форма "сведения о кандидате" |
80% |
81% |
78% |
71% |
61% |
Резюме |
20% |
34% |
33% |
36% |
40% |
Рекомендации /проверка информации |
70% |
83% |
79% |
80% |
73% |
Аттестации (для принятия решений о продвижении) |
70% |
80% |
84% |
81% |
79% |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|