Наиболее часто используемыми при отборе в российских компаниях методами исследования личности являются 16-факторный личностный опросник Кеттела, MMPI и личностный опросник Айзенка.
3. Тесты общих способностей
Тесты общих способностей оценивают уровень развития у кандидатов важнейших психических функций, таких как интеллект, память, внимание и др.
Интеллектуальные тесты предназначены для выяснения уровня интеллекта, так и специальные, направленные на различные составляющие интеллекта (вербальный интеллект, аналитические способности, пространственный интеллект).
Тесты на внимание и память могут быть включены а теты, предназначенные для оценки интеллекта, либо давать отдельно, если эти навыки профессионально важны. Можно тестировать различные виды памяти, измерять ее объем и продуктивность запоминания.
Тесты межличностных отношений выявляют стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить на помощь другим, навыки общения в различных ситуациях. Сюда же можно отнести тесты на выявление стиля руководства или лидерства.
Если процедура отбора предполагает углубленную оценку способностей кандидатов, то для этих целей могут использоваться тесты для одномерного и многофакторного исследования способностей.
Тесты для одномерного исследования способностей направлены на оценку уровня развития у кандидатов какой-то одной способности, важной для успешного выполнения той работы, на которую осуществляется отбор (распределение внимания, логическое внимание, пространственное мышление и др.).
Многофакторные методы представляют собой набор тестов дающих оценку способностей кандидатов по ряду показателей, потенциально связанных с работой по имеющейся вакансии.
Сегодня чаще всего используются многофакторные тесты, поскольку считается, что руководители и специалисты должны обладать целым набором разнообразных качеств, способностей, навыков и умений. При этом следует иметь в виду, что даже многофакторные тесты оценивают далеко не все навыки и способности, необходимые для хорошего выполнения работы. В каждом конкретном случае анализ работы должен выявлять не только явные, но и неявные аспекты рабочей ситуации, определяющие требования, которые должны приниматься во внимание при тестировании.
Многофакторная оценка интеллекта предлагает исследование следующих интеллектуальных способностей [13]:
. Вербальная компетентность - выявляется в тестах на словарь, антонимы и синонимы, на завершение предложений и в тестах на понимание.
2. Оперирование словами (речевые навыки) выявляется в тестах на анаграммы, рифмы и на придумывание слов, начинающихся данной буквы, с данной приставки или суффиксом.
. Пространственное мышление - любые задания, которые предполагают мысленную манипуляцию объектами на плоскости или в трехмерном пространстве.
. Операции с числами - тесты, которые проверяют скорость и точность относительно простых расчетов (но не решение задач).
. Память - тесты на проверку способности к запоминанию.
. Причинные связи - тесты, требующие установления правил или принципов, заложенных в материале теста (тесты на индукцию и дедукцию).
Профессиональные и имитационные тесты.
Как показывает опыт, тесты, имитирующие тот или иной вид профессиональной деятельности или предельно близкие по своему содержанию к той работе, которую предстоит выполнять кандидату в случае занятия имеющейся вакансии, отличаются высокой способностью к предсказанию будущей профессиональной успешности. В число имитационных тестов входят такие тесты, как, например тест на вождение, прослушивание при приеме музыкантов симфонического оркестра, стандартные тесты по машинописи и т.п.
Профессиональные и имитационные тесты обладают самой высокой надежностью и валидность из всех видов тестов, используемых при отборе, поскольку они измеряют знания и навыки, непосредственно вязанные с предлагаемой работой.
4. Групповые методы
Групповые методы отбора применяются тогда, когда есть возможность собрать ряд кандидатов вместе, и специалист, занимающийся отбором, оценивает их достоинств и недостатки в процессе использования специальных оценочных процедур. Это могут быть групповые дискуссии, деловые игры, упражнения на решение проблем и анализа практики работы компании. Групповые методы оценки широко применяются в практике работы центров оценки.
Использование групповых методов при отборе предполагает наличие четких критериев и способов выявления с их помощью таких показателей, которые позволяют определять преимущества одних кандидатов перед другими (например, лидерские качества; аналитические способности; умение убеждать; способность к конструктивному взаимодействию другими членами группы и др.). Ниже приведен пример такой групповой процедуры, используемой в практике работы центров оценки.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|