Разница в рассмотренных теориях следующая:
- А. Маслоу, рассматривал гигиенические факторы, как то, что вызывает определенное поведение, т.е. после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать.
- Ф. Герцберг же, напротив, считает, что рабочий начнет обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда будет считать их реализацию несправедливой или неадекватной.
Другие формы мотивации содержатся в теории Мак Клеланда-Аткинсона, в соответствии с которой оказались выделенными три уровня мотивов:
- потребность власти - желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или неоправданному применению силы, надо готовить к занятию высших руководящих должностей;
- потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения.
- потребность в причастии - люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Влияние организации факторов на развитие потребностей работника представлено в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Влияние организации факторов на развитие потребностей работника [44, с. 178]
Организационные факторы |
Внешние потребности работника | |
Потребность в успехе |
Потребность во власти |
Потребность в признании |
Структурные ограничения |
Снижает |
Увеличивает |
Снижает |
Ответственность |
Увеличивает |
Увеличивает |
Не отражается |
Теплота отношений |
Не отражается |
Не отражается |
Увеличивает |
Поддержка |
Увеличивает |
Не отражается |
Увеличивает |
Награда |
Увеличивает |
Не отражается |
Увеличивает |
Конфликт |
Увеличивает |
Увеличивает |
Снижает |
Стандарты работы |
Увеличивает |
Не отражается |
Не отражается |
Престиж |
Не отражает |
Снижает |
Увеличивает |
Риск |
Увеличивает |
Не отражается |
Не отражается |
Из приведенной таблицы следует, что в зависимости от того, какой психологический климат или организационные условия сложились в организации, будет зависеть доминирование той или иной потребности или предрасположенность к реализации такой потребности.
Соответственно, такая зависимость развития мотивации от условий, складывающихся в организации, создает предпосылки к тому, чтобы менеджеры, представители использовали то или иное организационное поле для формирования различных высших потребностей у персонала, управляя, тем самым, мотивацией.
Таким образом, модель провозглашает доминирование высших мотивов: потребностей во власти, в успехе, в причастности.
Одновременно это является и слабым местом модели, так как она не показывает механизм удовлетворения потребностей менее возвышенных, но порой более насущных и более целеориентировано направляющих поведение работников. Как и в теории А. Маслоу, не учитываются различные индивидуальные факторы [22, с. 30].
Процессуальные теории мотивации.
В этих теориях внимание уделяется распределению усилий работников и выбору определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К процессуальным теориям мотивации относятся:
- теория ожиданий (концепция В. Врума);
- теория справедливости;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|