Теории мотивации

Разница в рассмотренных теориях следующая:

- А. Маслоу, рассматривал гигиенические факторы, как то, что вызывает определенное поведение, т.е. после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать.

- Ф. Герцберг же, напротив, считает, что рабочий начнет обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда будет считать их реализацию несправедливой или неадекватной.

Другие формы мотивации содержатся в теории Мак Клеланда-Аткинсона, в соответствии с которой оказались выделенными три уровня мотивов:

- потребность власти - желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или неоправданному применению силы, надо готовить к занятию высших руководящих должностей;

- потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения.

- потребность в причастии - люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Влияние организации факторов на развитие потребностей работника представлено в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Влияние организации факторов на развитие потребностей работника [44, с. 178]

Организационные факторы

Внешние потребности работника

Потребность в успехе

Потребность во власти

Потребность в признании

Структурные ограничения

Снижает

Увеличивает

Снижает

Ответственность

Увеличивает

Увеличивает

Не отражается

Теплота отношений

Не отражается

Не отражается

Увеличивает

Поддержка

Увеличивает

Не отражается

Увеличивает

Награда

Увеличивает

Не отражается

Увеличивает

Конфликт

Увеличивает

Увеличивает

Снижает

Стандарты работы

Увеличивает

Не отражается

Не отражается

Престиж

Не отражает

Снижает

Увеличивает

Риск

Увеличивает

Не отражается

Не отражается

Из приведенной таблицы следует, что в зависимости от того, какой психологический климат или организационные условия сложились в организации, будет зависеть доминирование той или иной потребности или предрасположенность к реализации такой потребности.

Соответственно, такая зависимость развития мотивации от условий, складывающихся в организации, создает предпосылки к тому, чтобы менеджеры, представители использовали то или иное организационное поле для формирования различных высших потребностей у персонала, управляя, тем самым, мотивацией.

Таким образом, модель провозглашает доминирование высших мотивов: потребностей во власти, в успехе, в причастности.

Одновременно это является и слабым местом модели, так как она не показывает механизм удовлетворения потребностей менее возвышенных, но порой более насущных и более целеориентировано направляющих поведение работников. Как и в теории А. Маслоу, не учитываются различные индивидуальные факторы [22, с. 30].

Процессуальные теории мотивации.

В этих теориях внимание уделяется распределению усилий работников и выбору определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К процессуальным теориям мотивации относятся:

- теория ожиданий (концепция В. Врума);

- теория справедливости;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5