Процесс мотивации весьма сложен, это обосновывается тем, что в теории менеджмента существует значительное количество теорий мотивации.
Все теории мотивации принято разделять на две группы.
Первая группа это теории, которые концентрируются на выявлении и анализе содержания факторов мотивации.
Вторая группа - это те теории мотивации, которые концентрируются на взаимодействии мотивов, то есть на том, как инициируется и направляется поведение человека.
Первую группу теорий принято называть содержательными теориями, вторую - процессуальными.
Рассмотрим их более подробно.
. Содержательные теории.
Содержательные теории мотивации основываются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения. К сторонникам такого подхода можно А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.
Здесь выделяют также и первоначальные теории мотивации, которые являются одними из самых простых и распространенных мотивационных теорий.
В ее основе лежит специфическая «модель» человека. Эту концепцию разработал профессор Мичиганского университета Д. Мак-Грегор. Она включает в себя две противоположные теории - «X» и «Y», поэтому называется «XY-теорией».
Теория «Х». Эту теорию разработал Ф. Тейлор (в 20-е годы XX ст.), а затем развил и дополнил Д. Мак-Грегор (в 60-е годы XX ст.). Она отражает взгляды на работников представителей технократического менеджмента.
Основными в этой теории являются такие положения:
- в мотивах человека преобладают биологические потребности;
- для обычного человека характерна нелюбовь к работе, поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим способом организации труда будет конвейерный;
- большинство людей можно заставить затрачивать усилия и осуществлять необходимые действия в целях производства только путем принуждения;
- средний (обычный) человек стремится не брать на себя ответственности, предпочитает, чтобы им управляли, имеет довольно низкие амбиции и хочет находиться в безопасной ситуации;
- необходим постоянный контроль за работниками со стороны руководства.
Таким образом, теория «Х» рассматривает человека как плохого, недобросовестного и безынициативного работника с задатками рабской психологии. Этим объясняется необходимость принуждения как основного мотивирующего стимула и материального поощрения - как вспомогательного. Конечно же, встречаются люди, отвечающие модели теории «Х», но их доля среди трудоспособного населения страны может быть разной.
Теория «У». Теория «У», также разработанная в 60-е годы XX ст., является дополнением теории «X». Она отражает взгляды на работников представителей поведенческого менеджмента.
К основным положениям теории «У» относятся следующие [32]:
- в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;
- физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе;
- нежелание работать не является наследственной чертой; в зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание;
- внешний контроль и угроза наказания не являются основными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;
- ответственность и выполнение обязательств относительно целей организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда; наиболее важно вознаграждение, связанное с удовлетворением потребностей в самовыражении;
- воспитанный человек охотно берет на себя ответственность и стремится к этому;
- многие люди готовы применять свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.
Модель теории «У» относится к активной, творческой части общества. Стимулы побуждения к труду в этой теории располагаются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение.
Отдельно надо заметить, что удельный вес работников, которые соответствуют теории «У», довольно невысок - всего 15-20 % численности персонала компании, чаще всего они являются индивидуалистами и не могут полностью раскрыть свой талант в социальной группе.
Также к первоначальным теориям относится и теория «Z».
Эту теорию в 1981 г. разработал американский профессор У. Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям «X» и «Y» Д. Мак-Грегора.
Основной отличительной чертой теории «Z» - обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно теории «Z», мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т. е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям.
Основные идеи теории «Z» заключаются в следующем [32]:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|