Система менеджмента качества (СМК) - система управления качеством производимой продукции или услуги в какой-либо организации.
Суть СМК заключается в следующем:
Система менеджмента качества - это подход к управлению организацией, нацеленный на качество производимой услуги и/или продукции, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры и внешних поставщиков) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества [23, с.85].
Цель СМК - достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества (соответствие как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).
Задачи СМК - постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.
Тактика СМК подразумевает следующее:
- предупреждение причин дефектов;
- вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества;
- активное стратегическое управление;
- непрерывное совершенствование качества продукции и процессов;
- использование научных подходов в решении задач;
- регулярная самооценка.
К методическим средствам СМК относятся:
- средства для сбора данных;
- средства предоставления данных;
- методы статистической обработки данных;
- теория общего менеджмента;
- теория мотиваций и межличностных отношений;
- экономические расчеты;
- системный анализ производства;
- управление с помощью планирования.
Основные составляющие системы менеджмента качества [Придерживаясь Госта ИСО 9000:2001 и концепции TQM]:
- установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги;
- наличие политики и целей организации организации (или выделенной части организации), соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних);
- постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей;
- определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации);
- разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;
- определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК;
- разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК [12].
Как видно из определения, первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества. Политика и цели организации являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству.
В основу семейства стандартов ISO 9000: 2000 положены 8 основополагающих принципов, которые перекликаются с принципами TQM и призваны гарантировать достижение организацией постоянного успеха:
Принцип 1 - Ориентация на потребителя (клиента)
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Принцип 2 - Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует осознавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|