На уровне предприятия необходимость усиленного внимания к качеству рабочей силы диктуется существующей рыночной конъюнктурой. В современных условиях высокой степени конкуренции на рынке выигрывает тот, у кого выше качество обслуживания, качество выпускаемого продукта, выше производительность труда, эффективнее управление предприятием, привлекательнее разделяемые корпоративные ценности, а эти показатели напрямую зависят от качества работающего персонала. По этой причине между работодателями наблюдается состязательность за привлечение в свою фирму работников.
Lester C. Thurow в своей книге "Формирование неравенства" ("Generating inequality") развил концепцию "трудовой очереди" (labor queue) или "конкуренцию труда" (job competition), основывающуюся на предположении о том, что работодатели ранжируют нанимаемых в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки. Согласно Thurow, когнитивные трудовые навыки не приобретаются до того момента, пока рабочий не войдет на рынок труда, но они в значительной степени реализуются на месте работы. Работодатель формируют трудовую очередь, в которой потенциальные сотрудники ранжируются в показателях относительной их обучаемости для доступных мест работы. Комплекс фоновых характеристик, включающий формальное образование, опыт работы, свойства личности, возраст, пол, раса и другое, используется работодателем для определения для каждого рабочего соответствующего места в трудовой очереди. Таким образом, "лучшим" потенциальным сотрудником является тот, кто, по мнению работодателя, может быть обучен для заданной работы с наименьшими затратами, то есть с минимальными инвестициями на подготовку данного работника по сравнению с другими. Те, кто оказывается наиболее обучаем, будут первыми выбранными для доступной "входной" должности на внутреннем рынке, дающей возможность продвижения по внутренним "карьерным лестницам".[21, с. 145]
Итак, процесс найма рассматривается как инвестиционное решение работодателя, способное снизить его затраты на обучение персонала в будущем.
Однако, человек, ищущий работу, кроме того, что встает сам в условную "трудовую очередь", в другую "очередь" он выстраивает своих потенциальных работодателей, иными словами, он сегментирует работодателей.
Выделение отдельных сегментов осуществляются по различным признакам и критериям. Самый простой способ сегментировать работодателей - согласно предлагаемому уровню оплаты труда. Однако часто люди также заинтересованы в неденежных аспектах своей работы. И. Фишер называл такого рода доход психическим. Допуская, что работник выбирает место работать исходя из совокупности внешних факторов, таких как заработная плата, и внутренних - "психических", при этом перевес в ту или иную сторону зависит от самого работника.
Как и в концепции "трудовой очереди" Thurow, потенциальные работодатели, для ищущих работу работников, представляют собой отдельные разрозненные сегменты, то есть существует несколько разрозненных "очередей" работодателей, обладающие сходными характеристиками.
Таким образом, практически, на рынке противостоят друг другу не только два экономических агента "работодатели - рабочие", а множество различных агентов, дифференцированных по сегментам и мотивам деятельности, и для каждого из этих экономических агентов процесс найма является инвестиционным решением и несет важные социально-экономические последствия.
Найм персонала фирмой служит важнейшим индикатором последующей стратегии фирмы в области обучение персонала, иными словами, является стратегическим инвестиционным решением, при этом снижение затрат на обучение в период после найма возможно при условии, что затраты фирмы на найм (в том числе, на процесс "фильтрации") больше нуля, и они способны обеспечить поиск и отбор работников, соответствующих по квалификации долгосрочной стратегии фирмы. Политика найма определяет целый ряд эффектов, которые могут либо существенно усилить организацию, либо создать для нее критическую ситуацию. Ошибки найма относятся к числу наиболее дорогостоящих, особенно если речь идет о найме квалифицированных рабочих.
Для индивидов процесс найма также является инвестиционным решением, так как поведение работников на рынке труда и решение об инвестициях в человеческий капитал определяется, исходя из поведения потенциальных работодателей на рынке труда, а также для обеспечения собственного конкурентного преимущества перед другими работниками на рынке труда. [16, с.64]
Индивидуум осуществляет инвестиции в человеческий капитал, преследуя три цели:
1) увеличить свою предполагаемую заработную плату в будущем (теория человеческого капитала)
2) подает положительный "сигнал" работодателю, который для найма фильтрует рабочую силу (теория сигналов)
3) присоединяется к "трудовой очереди", занимая при этом наибольший из возможных рангов (теория "трудовой очереди").
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|