Для того чтобы организационная культура была эффективной, необходимо управлять ею, т.е. осуществлять вышеуказанные согласования.
Основные функции эффективной организационной культуры:
воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;
оценочно-нормативная функция;
регламентирующая и регулирующая функция культуры, т.е. применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
познавательная функция;
смыслообразующая функция - организационная культура влияет на мировоззрение человека, нередко ценности организации превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
коммуникационная функция - через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечиваются взаимопонимание работников и их взаимодействие;
функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта корпорации;
рекреативная функция - восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности организации возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала организационной культуры и причастности работника к ней и разделения ее ценностей.
Организационная культура предприятия складывается из совокупности ценностей, разделяемых работниками, и системы норм и правил, принимаемых ими. С точки зрения этого фактора важно, насколько работники предприятия интегрированы в соответствующую систему ценностей (в какой степени они безоговорочно принимают ее как "свою собственную") и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Важно также живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы.
Современный уровень менеджмента предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими научными технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.
Различные культуры отличают одних членов группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованного социального опыта.
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное сотрудничество между ними.
В настоящее время важно делать ставку на талант и творческий потенциал человека, на организационную культуру, поддерживающую и поощряющую развитие новых идей в рамках фирмы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1.1. Отличительные признаки организационной и корпоративной культур
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1.1 Характеристика основных типов организационных культур
Тип организационной культуры |
Органическая |
Предпринимательская |
Бюрократическая |
Партиципативная |
Организация направляется |
согласием с общей идеей |
свободной инициативой |
сильным руководством |
всесторонними обсуждениями |
Проблемы решаются на основе |
исходного согласия с целями |
индивидуального творчества |
ясного и сосредоточенного продумывания |
открытого взаимодействия |
Лидерство основывается на |
разделяемых взглядах о направлении общего движения |
наличия авторитета и признания |
власти и положении |
содействии контактам и сотрудничеству |
С хроническими проблемами справляются с помощью |
не придания им значения и отказа от обсуждения |
поиска новых творческих подходов |
укрепления руководства и следования правилам |
более напряженной дискуссии и выработки способов решения |
Повседневная работа |
осуществляется при минимальном вмешательстве в нее |
выполняется и видоизменяется каждый по-своему |
зависит от неизменности курса и активности руководства |
постоянно перепроверяется для большего совершенства |
Функция и ответственность |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|