Общеизвестно, что значение информации и коммуникации во всех сферах
человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что
связано с изменениями социально - экономического характера, появлением новейших
достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований.
Коммуникации играют важную роль для повышения управленческой
эффективности. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей
деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом,
формированию чувства сопричастности в работе организации.
Часто необоснованно предполагают, что эффективная система коммуникаций
сформируется "сама собой", как только на группу исполнителей будет
возложена общая задача. Во многих случаях даже активные, целенаправленные
попытки создания благоприятного климата для коммуникаций не дают желаемого
результата. Неэффективные коммуникации - одна из главных причин возникновения
проблем в управлении. Эффективно работающие руководители - это те, кто
эффективны в коммуникациях.
Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности,
это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации
невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация -
это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная
деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого модифицируется
поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность,
реализуются цели.
Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников
управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми
или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и
вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков
и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.
Термин "коммуникация" происходит от латинского
"communis", означающего "общее": передающий информацию
пытается установить "общность" с получающим информацию. Отсюда
коммуникация может быть определена не просто как передача информации, а как
передача значения или смысла с помощью символов.
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для
успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на
непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные
друг с другом) в рамках различных событий.
Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом
обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и
двусмысленностью.
Коммуникации являются неотъемлемым компонентом любых процессов
взаимодействия, но, чтобы они стали эффективными, требуется определенный
управленческий навык. Для этого руководителю, во-первых, важно знать механизм
развития коммуникационных процессов, характер влияния внешних условий на
достигнутые результаты и, во-вторых, иметь навыки, необходимые для эффективного
обмена информацией. В сложных ситуациях может потребоваться даже специальный
сотрудник в организации, на которого следует возложить обязанности изучать и
совершенствовать системы коммуникаций в организации.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одним из самых
важных факторов интеграции управления является коммуникация.
Достаточно широко освещается данная тема в психологической литературе,
накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной
проблематики являются особенности организационных коммуникаций, модели
коммуникаций и информации в коммуникационном процессе. К этим темам обращаются
многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению проблемы
коммуникаций в организации относится к периоду конца 60-х - начала 90-х гг., но
и сейчас уделяется большое внимание изучению коммуникативного процесса.
В ходе работы использовались научные труды и методические пособия ведущих
специалистов в области управления персоналом, таких как Майкл Мескон, Майкл
Альберт, Франклин Хедоури, Виханский О. С., Герчикова И. Н., Кибанов А. Я.,
Кнорринг В. И. и других авторов.
Цель курсовой работы - исследование сущности коммуникаций как
эффективного элемента системы управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
. Раскрыть сущность и классификацию коммуникаций в системе
управления.
. Исследовать модели коммуникаций в организации.
. Изучить методы повышения качества коммуникационного процесса.
Объектом исследования является ОАО "МРСКА Центра" -
"Смоленскэнерго".
Предметом исследования - коммуникации как эффективный элемент системы
управления.
Большое внимание также уделено изучению мнений представителей российского
бизнеса по поводу построения оптимальной системы внутренних коммуникаций на
предприятии с целью обеспечения информативности и сплоченности сотрудников, а
значит и повышения эффективности рабочего процесса.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
|