Кризисные явления в экономике требуют от хозяйствующих субъектов
использования радикальных инструментов менеджмента. Одним из наиболее
эффективных управленческих подходов радикального улучшения качества работы
организации и повышения эффективности ее деятельности на современном этапе
является реинжиниринг бизнес-процессов, в основе которого лежит использование
современных информационных технологий.
«Реинжиниринг бизнеса», «реинжиниринг компании», «реинжиниринг
бизнес-процессов» - эти понятия начинают входить в наш лексикон и область
практических действий. И это не дань западной моде. Быстроразвивающиеся в
рыночной среде российские компании сталкиваются с такими проблемами, решение
которых в рамках традиционных классических знаний и парадигм невозможно.
Поэтому все большее число владельцев и топ-менеджеров начинают искать новые
нетрадиционные пути достижения конкурентных преимуществ, одним из которых
является реинжиниринг.
Основная идея реинжиниринга бизнес-процессов это переход от узкого
разделения труда по операциям, функциям к производственным процессам в целом.
Двести лет назад Адам Смит сделал выдающееся открытие: индустриальное
производство должно быть разбито на простейшие и самые базовые операции. Он
показал, что разделение труда способствует росту производительности, так как
сосредоточенные на одной задаче рабочие становятся более искусными мастерами и
лучше выполняют свою работу. И на протяжении XIX и XX вв. люди организовывали,
развивали компании, управляли ими, руководствуясь принципом разделения труда
Адама Смита. Однако в современном мире деятельность любой компании состоит из
огромного количества повторяющихся бизнес-процессов: прием заказа клиента,
доставка товара клиенту, начисление зарплаты сотрудникам - все это
бизнес-процессы. Очевидно, что эффективность деятельности компании в
значительной степени определяется эффективностью реализации в ней
бизнес-процессов. В середине 80 гг. ХХ века, когда возможности экстенсивного
роста компаний в развитых странах были уже исчерпаны, специалисты по
управленческим технологиям в поисках возможностей по радикальному повышению
эффективности бизнеса обратили свое внимание на проблему эффективности
реализации бизнес-процессов. И обнаружили, что даже в передовых, с точки зрения
управленческих технологий компаниях, существуют возможности повышения
эффективности отдельных подразделений (и компании в целом) не на проценты, а в
разы путем оптимизации или, реинжиниринга, бизнес-процессов на различных
уровнях. Оказалось, что затраты времени и ресурсов могут быть сокращены в
десятки (!) раз (с нескольких недель до нескольких часов) совершенно без ущерба
для качества выполнения задачи, реализуемой данным бизнес-процессом. Так,
именно реинжиниринг стал одним из важнейших рычагов успешной перестройки
американских компаний в 80-е гг., позволив им успешно «перестроиться», вернуть
мировое лидерство в эффективности и обеспечить невиданный рост американской
экономики и фондового рынка.
Суть реинжиниринга бизнес-процессов, это прежде всего, коренная
перестройка. Т.е. в результате быстрого осуществления глубоких и всесторонних
коренных изменений системы управления - компания достигает существенного,
«прорывного» роста эффективности. Таким образом, резко изменившиеся внешние и
внутренние условия ведения бизнеса, диктуют новые правила игры на рынке.
Побеждают в конкурентной борьбе те компании, которые гибки, быстро и адекватно
реагируют на изменения внешней среды, имеют отлаженные взаимообусловленные
процессы разработки, производства, продажи своих продуктов и сервисного
обслуживания клиентов.
Концепция реинжиниринга бизнес-процессов рассматривается в работах
зарубежных и отечественных ученых (М. Хаммер, Дж. Чампи, Е.Г. Ойхман, Э.А.
Уткин, Г.Н. Калянов и др.). Задаче применения информационных технологий в
реинжиниринге посвящено огромное количество статей. Однако отдельные аспекты
этой проблемы все еще остаются открытыми в связи с тем, что информационные
технологии интенсивно развиваются. Все это обозначает актуальность, цель и
задачи исследования.
Цель данной работы: изучить понятие, сущность реинжиниринга
бизнес-процессов, а также и особенности реализации реинжиниринга бизнес-процессов.
В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность реинжиниринга бизнес-процессов;
проанализировать роль информационных технологий в реинжиниринге
бизнес-процессов.
показать практическое применение темы в рамках работы конкретного
предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка
использованных источников.
Реинжиниринг бизнес-процессов как направление современного
менеджмента
|