Одна из причин развития реинжиниринга бизнес-процессов как стратегического инструмента - это повышение роли информационных технологий практически в каждой сфере деятельности организации, а также увеличение потенциала этих технологий. Современные информационные технологии дают возможность работать по-новому, а следовательно, порождают новый подход к проектированию процессов. Они позволяют:
автоматизировать существующий процесс, т.е. новая информационная технология используется в этом случае для автоматизации процесса, а не для его изменения;
использовать компьютеры как инструмент проведения расчетов, анализа, т. е. для автоматизации интеллектуального труда;
полностью изменить технологический процесс обработки информации (вместо автоматизации этапов существующего процесса, например, можно изменить последовательность выполнения технологических шагов, внедрив сетевую обработку в реальном масштабе времени);
исключить посредников (в технологическом процессе их может заменить прямая компьютерная связь, например виртуальные магазины в Internet);
использовать новые технологии при требовании радикального, творческого изменения бизнес-процесса, а не просто проводить автоматизацию, т.е. в этом случае технология играет роль движущей силы преобразования бизнес-процесса, внедрения современных методов работы. Реинжиниринговая команда должна обладать знаниями о существующих технологиях и о том, каким образом можно использовать их для изменения бизнес-процессов.
Наиболее часто встречающимися способами использования информационных технологий
в реинжиниринге бизнес-процессов являются:
использование единых баз данных, что позволяет избавиться от определенных промежуточных этапов документооборота (например, финансовый отдел может поместить свою информацию в базу данных для совместного использования всеми подразделениями предприятия или поместить свой производственный график в базу данных, сделав его доступным для поставщиков);
внедрение сетевых технологий, которые обеспечивают установление связи с удаленными пользователями (например, использование электронной почты дает возможность удаленному пользователю выполнять несколько этапов процесса, что, в свою очередь, способствует снижению загрузки офисных работников);
внедрение экспертных систем, что способствует замене экспертов и узких специалистов неспециалистами и специалистами широкого профиля, уменьшая тем самым численность работников, занятых в процессе, и, следовательно, снижая число задержек и ошибок, возникающих в ходе взаимодействия между людьми;
внедрение систем поддержки принятия решений, что позволяет, предоставляя информацию и инструменты для ее обработки, избавить менеджеров от принятия тактических решений, передаваемых их исполнителям, т.е. на более низкий уровень управления.
Таким образом, импульс для инжиниринга бизнес-процессов часто исходит из мира информационных технологий, которые связывают участников бизнес-процессов в единые технологические цепочки быстрее и надежнее по сравнению с традиционными организационными методами контроля и координации.
Характер изменения правил организации управления с использованием новейших информационных технологий представлен в табл. 1.
Рассмотрим характерные особенности современных информационных технологий.
Автоматизированные рабочие места
(АРМов) на основе применения персональных ЭВМ (рабочих станций) позволяют интегрировать различные функции работников. В результате изменяется характер труда работников предприятия, деятельность непосредственных исполнителей хозяйственных процессов становится информационной. Так, работник получает нормативную информацию из информационной системы, самостоятельно формирует информационные сообщения, все больше решений принимает самостоятельно, в большем объеме перерабатывает информацию.
Распределенные базы данных в локальных вычислительных сетях с использованием архитектуры «Клиент-сервер»
дают возможность интегрировать функции различных работников. Работники предприятия обмениваются между собой информацией через интегрированную базу данных, в которой все изменения отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес-процесса.
Таблица 1. - Информационные технологии в реинжиниринге бизнес-процессов
Прежнее правило |
Информационная технология |
Новое правило |
Информация может появляться в одно время в одном месте |
Распределенные базы данных |
Информация может появляться одновременно в тех местах, где она необходима |
План пересматривается периодически |
Высокопроизводительные ЭВМ |
План пересматривается оперативно, по мере необходимости |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией бизнеса |
Телекоммуникационные сети |
Можно пользоваться преимуществами как централизации, так и децентрализации |
Специалистам для получения, хранения, поиска и передачи информации требуется офис |
Беспроводная связь и переносные компьютеры |
Сотрудники могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Необходимость личных встреч для решения всех вопросов |
Интерактивный видеодоступ, телеконференции |
Лучший, более эффективный контакт с потенциальным покупателем - |
Сложную работу могут выполнять только эксперты |
Экспертные системы |
Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам |
Все решения принимают менеджеры |
Средства поддержки решений (доступ к базам и хранилищам данных, OLAP-системы, средства моделирования и анализа |
Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника (иерархическое принятие решения) |
Для того чтобы найти некую сущность, необходимо знать, где она |
Технология автоматического индексирования и отслеживания |
Сущности говорят вам, где они находятся |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|