Анализ среды. Обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.
Анализ макроокружения включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющая общества.
Конкурентная среда анализируется по ее пяти основным составляющим: покупатели; поставщики; конкуренты внутри отрасли; потенциальные новые конкуренты; производители возможной продукции.
Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию. Внутренняя среда анализируется по следующем направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация; научные исследования и разработки; производство, включающее организационные, операционные технико-технологические характеристики; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
Определение миссии и целей. Состоит из трех подпроцессов. Первый подпроцесс состоит в определении миссии компании, которая выражает смысл существования, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом краткосрочных целей.
Анализ и выбор стратегии. После того как определены миссии и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии.
Выполнение стратегии. Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит к достижению поставленных целей.
Анализ деятельности корпораций, успешно реализовавших свои стратегии, показывает, что они в своей деятельности следовали следующим правилам. Во-первых, цели, стратегии, планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечение в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии. Во-вторых, руководство не только своевременно обеспечивало поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имело план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировало достижение каждой цели.
В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Высшее руководство должно вести фирму к достижению целей посредствам соответствующей реализации стратегий, его деятельность на стадии реализации стратегий может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Первый этап - углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются основные задачи:
окончательное уяснение сущности определенных целей, выработанных стратегий, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды. Возможны корректировки, если произошли изменения в среде, а также в том случае если обнаружены недостатки в ранее проведенном анализе целей и стратегий;
более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников корпорации с целью подготовки почвы для усиления вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий.
На втором этапе проводится оценка ресурсов, принимаются решения по их распределению, а также по созданию условий для заинтересованного вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий. Важной задачей является приведение ресурсов в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно, способствовать развитию ресурсов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|