Рис. 1.2. Пять конкурентных сил, определяющих прибыльность отрасли
Значение каждой из этих сил меняется в зависимости от отрасли и определяется, в конечном счете, ее прибыльностью.
Существует, по меньшей мере, четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы (соответствующие им типы компаний - виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты, каждый из которых ориентирован на разные экономические условия и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия) (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества
Виолентная («силовая») стратегия. Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и услуг.
Патиентная (нишевая) стратегия. Патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации.
Коммутантная (соединяющая) стратегия. Коммутантная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Именно коммутантная стратегия преобладает среди новых российских частных фирм.
Эксплерентная (пионерская) стратегия. Эта стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или кардинальных преобразований старых сегментов рынка. В современной России эксплерентов мало. Но перспективы развития этого типа предприятий в стране с большим научным потенциалом неоспоримы.
Отсутствие стратегии или ошибки в ее выборе ведут к бесцельной растрате и без того ограниченных ресурсов.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7
|