При заполнении данной матрицы могут возникнуть проблемы, ведь не всегда понятно, что можно считать возможностями, а что - угрозами. Рассмотрим подробнее все четыре параметра матрицы.
К сильным сторонам можно отнести:
- адекватные финансовые ресурсы;
- компетентность, высокую квалификацию в области маркетинга;
- стратегическую изобретательность;
- лидерство на рынке;
- эффективность, базирующуюся на размере рынка;
- защищенность от сильного конкурентного давления;
- прогрессивные технологии производства;
- инновационные возможности;
- преимущества в области издержек;
- преимущества в области конкуренции;
- высокое качество товара;
- выгодные цены;
- принципиально лучший уровень обслуживания и сервиса.
К слабым сторонам (ограничениям) относятся:
- недостаток финансового потенциала;
- слабость управленческих кадров;
- низкая квалификация в области маркетинга;
- недостаточный контроллинг, то есть слабый контроль над сотрудниками и деятельностью предприятия;
- плохое представление о рыночной ситуации;
- уязвимость по отношению к давлению конкурентов;
- отставание в области новых разработок;
- слабые производственные возможности;
- устаревшее оборудование;
- внутренние разногласия;
- недооценка конкурентной угрозы.
Возможностями можно считать:
- перспективы выхода на новые рынки или сегменты рынка;
- увеличение объемов производства;
- расширение ассортимента;
- производство сопутствующих товаров;
- недооценка потенциала предприятия конкурентами;
- возможность стимулирования спроса;
- проблемы, возникшие у конкурентов;
- выгодная государственная политика.
Угрозами являются:
- возможность возникновения новых конкурентов;
- выход на рынок сильных конкурентов;
- появление на рынке товаров-заменителей;
- снижение цен конкурентами;
- замедление роста рынка или вовсе его спад;
- финансовый кризис;
- затухание деловой активности;
- неблагоприятные решения правительства;
- усиление давления со стороны поставщиков или покупателей;
- изменение потребностей и вкусов покупателей;
- неблагоприятные демографические изменения.
Если после заполнения матрицы SWOT оказалось, что преимущественно предприятие располагает ресурсами в квадранте А, значит, нужно ориентироваться на использование сильных возможностей своей деятельности с тем, чтобы получить от них отдачу. Позиционирование в квадранте Б показывает, что существуют новые возможности, за счет которых можно попытаться преодолеть слабости своего бизнеса. Квадрант В предполагает, что предприятие будет использовать свои сильные стороны для устранения угроз со стороны конкурентов. Если же предприятие оказалось в квадранте Г, это знак того, что оно никак не сможет воспрепятствовать конкурентной угрозе, слишком слабы для этого позиции его бизнеса.
С помощью матрицы SWOT можно проанализировать не только положение деятельности предприятия, но и ситуацию, которая имеется у конкурентов. Сравнение же своей матрицы и матрицы конкурента позволит разработать стратегию поведения.
Применение в стратегическом планировании маркетинга современных методов анализа позволяет эффективно управлять продуктовым портфелем предприятия, вырабатывать соответствующие маркетинговые стратегии по продуктовым линиям для достижения целей организации в целом.
. Анализ конкурентов по М. Портеру
Теоретик конкурентной стратегии М. Портер, видел основные задачи стратегии менеджмента в том, чтобы выбирать и поддерживать «выигрышные» позиции в рыночной среде. Взгляд на поиск конкурентных преимуществ как на основную цель управления организацией приобретает все более возрастающее влияние в последнее десятилетие. Ключ к стратегическому успеху с этой позиции - это превышение средней отдачи от инвестиций посредством разработки и внедрения конкурентных стратегий. Согласно М. Портеру, независимо от того, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем рынке - конкуренцию определяют пять сил (рис. 1.2).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|