Научно-техническая библиотека вошла в рынок с хорошей ресурсной базой и знанием потребностей своих пользователей. Качество библиотечных услуг, их конкурентоспособность определяется внедрением тех же основных принципов системы менеджмента качества: ориентация на потребителя, активность высшего руководства, процессный подход, вовлечение работников и др.
Обслуживание осуществляется как в читальном зале, так и в удаленном режиме по запросам индивидуальных пользователей и организаций на договорной основе. Получая информацию, пользователь платит не только за представляемую информацию, но и за информационные услуги.
Перспективы внедрения новых информационных технологий связаны с расширением доступа к ресурсам Интернета. Библиографические и полнотекстовые БД на компакт-дисках предоставляются пользователю в комплексе, поэтому стратегия внедрения новых информационных технологий нацелена на максимальное пополнение электронных ресурсов библиотеки.
Учитывая специфику запросов на специальные виды технической литературы и документации. НТБ проявляет интерес к базам данных ВНИИКИ и др.
В зависимости от задач в деятельности библиотеки выделяются следующие инновационные направления:
•продуктные, направленные на изменение репертуара библиотечных услуг сростом общественных потребностей;
•организационно-управленческие, вызывающие необходимость разработки и внедрения прогрессивных форм и методов труда, появления новых структур;
•технологические, связанные с совершенствованием технологических процессов в библиотеках, с их техническим перевооружением;
•социальные, призванные способствовать удовлетворению социально-культурных потребностей сотрудников библиотек;
•инновационные в сфере профессионального сознания;
•комплексные, включающие все виды перечисленных инноваций.
Новые технологии приводят к повышению степени доступности информации, и расширяет возможности ее поиска.
Развитие интернета может отодвинуть библиотеки на периферию информационной инфраструктуры, таково мнение глубоко ошибочно, прежде всего, потому, что библиотеки принадлежат к фундаментальным категориям человеческой культуры, а интернет - к технологическим инновациям, фиксирующим определенный уровень научно-технического развития общества.
Научные библиотеки всегда являются составной частью информационных, культурно-просветительных и учебных инфраструктур.
Современный этап развития НТБ связан с активным внедрением новых способов обмена информацией, созданием собственных информационных ресурсов, компьютеризацией библиотечных процессов, организацией доступа пользователей к электронным ресурсам информации.
Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеку перед необходимостью освоения новых видов информационных услуг.
• Пользование справочно-поисковым аппаратом (СПА);
• Предоставление первоисточников;
• День информации;
• Тематические подборки;
• Библиографические списки;
• Поиск информации в БД;
• Адресные справки;
• Методические консультации;
• Копирование материалов;
• Использование справочно-поисковой системы «Консультант-Плюс»;
• Сканирование;
• Предоставление компьютерного времени для работы в Интернете;
• Определение индекса УДК, ББК и рубрик ГРНТИ;
• Набор текста;
• Работа с электронными библиотеками Elibrary, STN International.
Читальный зал в среднем посещает 20-25 человек. Выдача в среднем в день составляет 120-150 экз. Для специалистов договорных предприятий и всех желающих еженедельно представлены экспозиции новых поступлений - 99 выставок.
За 2011 год научно-технической библиотекой проведено 3 дня специалиста по инновационной деятельности предприятий и организаций; было сделано 120 тематических подборок по актуальным направлениям: бухучету, налогообложению, охране труда, кадровому делопроизводству, инновациям, инвестициям:
•«Защита прав потребителей»;
•«Правила пожарной безопасности»;
•«Правила торговли»;
•«Инструкция по охране труда в торговле»;
•«Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
•«Новое в расчете среднего заработка и заработной платы в 2011 году»;
•«Регулирование торговой деятельности».
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|