К общим методам производственного менеджмента относятся: административные, экономические, социально-психологические, балансовые, сетевые. При разработке управленческого решения применяются некоторые специфические методы: анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация, экономическое обновление.
Планирование - функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Стратегические планы, как конкретные, обязательные к выполнению документы, разрабатываются на основе стратегий соответствующего направления. На основе стратегических планов разрабатываются планы на более короткий период.
Планы формируются по результатам маркетинговых исследований, которые должны оформляться в виде нормативов конкурентоспособности товаров и предприятия в целом.
К принципам планирования относятся:
преемственность стратегического и текущего (тактического) планов;
социальная ориентация планов;
ранжирование объектов планирования по их важности;
адекватность плановых показателей;
адаптивность планирования;
согласованность планов с параметрами внешней среды системы менеджмента;
вариантность планов;
сбалансированность планов (при условии обеспечения по важнейшим показателям резерва);
экономическая обоснованность планов;
автоматизация системы планирования;
обеспечение обратной связи системы планирования.
Далее рассмотрим принципы планирования более подробно.
Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегического плана предприятия. Количество плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегического плана предприятия. Чем меньше горизонт планирования, тем в соответствии с пирамидой показателей больше количество плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегического плана предприятия, они могут быть только более конкретными и выгодными предприятию в текущий момент.
Для рационального распределения имеющихся ресурсов необходимо ранжировать объекты планирования по их важности. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала следует направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в производственной программе предприятия.
Адекватность плановых показателей фактически обеспечивается, во-первых, увеличением при прогнозировании альтернативных плановых показателей количества учтенных факторов, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.
Согласованность планов с параметрами внешней среды системы менеджмента обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды и исследованием влияния этих факторов на плановые показатели.
Вариантность планов обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего достижение поставленной цели с наименьшими затратами.
Сбалансированность планов обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов. По важнейшим показателям следует обеспечить резерв.
Экономическая обоснованность планов является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей следует делать только после системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.
Автоматизация системы планирования - один из принципов планирования, требующий применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу информации лицу, принимающему решение.
Перейти на страницу: 1 2 3
|