Структура производственного менеджмента и его основные функции

Менеджмент производства - как прикладная техника, экономическая наука и род деятельности, представляет собой комплекс знаний и навыков по проектированию и реализации производственных и трудовых процессов, установлению норм труда, организации его оплаты и стимулирования.

Производственный менеджмент является частью организации производства, хотя все больше выделяется из нее, поскольку основной его задачей является поддержание уже созданных производственных систем в работоспособном состоянии.

Организация производства - совокупность правил, процессов и действий, обеспечивающих форму и порядок соединения труда и вещественных элементов производства в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, стратегический, маркетинговый и др. Материальное производство - главное звено системы менеджмента. Не будет производства - не будет конечного продукта - прибыли, а также воспроизводства общественного продукта и удовлетворения потребностей населения.

Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.

Основными элементами системы производственного менеджмента являются:

организационная структура системы управления (управляющая подсистема);

производственная структура (управляемая подсистема);

прогнозирование и планирование деятельности предприятия;

организация основного производства;

организация обслуживающего производства;

организация подготовки производства новой продукции;

реализация стратегии маркетинга.

Графоаналитическая модель системы производственного менеджмента должна быть простой и доступной для понимания, а самое главное - приемлемой для практического применения в повседневной деятельности менеджеров. Поэтому она должна отвечать требованиям системного подхода к моделированию как структуры производственного менеджмента, так и процессов, происходящих в нем.

К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятий (фирмы, организации, предприниматели), относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда предприятия.

К компонентам «входа» системы менеджмента относятся методическая, нормативная, проектно-конструкторская и другая документация, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, внешняя информация.

На «выходе» системы производственного менеджмента - выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующих количества, качества, ресурсоемкости, поставленные в установленные сроки.

К компонентам обратной связи системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара предприятия, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями НТП, инновациями и другими факторами.

При обработке системы менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать «выход», затем проанализировать качество внешней среды и «входа» и в последнюю очередь обеспечить качество процесса в системе менеджмента по ее основным подсистемам на уровне качества «входа».

Эффективность и качество управленческого решения определяются обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы.

К функциям производственного менеджмента относятся: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации, соединенная с каждой функцией.

Перейти на страницу:
1 2 3