Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятие «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.
Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны включать:
психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;
возможности нормальных социальных контактов;
способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
рациональность поведения;
наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;
предложение на рынке труда.
Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:
здоровье;
нравственность и умение работать в коллективе;
творческий потенциал;
активность;
организованность и ассертивность;
образование;
профессионализм;
ресурсы рабочего времени.
Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом.
Рассмотрим компоненты трудового потенциала более подробно.
Здоровье. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия».
В этом определении акцент сделан на субъективном восприятии здоровья. По существу, речь идет об удовлетворенности жизнью. Ряд психологов рассматривают удовлетворенность жизнью как конструктивное определение того, что люди понимают под счастьем. Близость определений здоровья и счастья означает, что, по-видимому, в первом случае требования завышены, а во втором - занижены.
Удовлетворенность жизнью, несомненно, является важной характеристикой здоровья. Однако для многих людей, особенно студенческого возраста, счастье - это нечто большее, чем удовлетворенность жизнью.
Известно, что по сравнению с другими странами в России состояние здоровья населения значительно хуже. Это утверждение основывается на объективных статистических показателях, средней продолжительности жизни, смертности и т.п. Особенно высока смертность мужчин в возрасте наибольшей работоспособности (25-45 лет).
Таблица 1.1 Примеры характеристик трудового потенциала
Компоненты трудового потенциала |
Объекты анализа и соответствующие им показатели | |
человек |
предприятие |
общество |
Здоровье |
Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней |
Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала. |
Средняя продолжительность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам. |
Нравственность |
Отношение к окружающим |
Взаимоотношения между сотрудниками. Потери от конфликтов. Мошенничество. |
Отношение к инвалидам, детям, престарелым. Преступность, социальная напряженность. |
Творческий потенциал |
Творческие способности |
Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, новых изделий на одного работающего. Предприимчивость. |
Доходы от авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны. Темпы технического прогресса. |
Активность |
Стремление к реализации способностей. Предприимчивость. | | |
Организованность и ассертивность |
Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, обязательность, порядочность, доброжелательность. |
Потери от нарушений дисциплины. Чистота. Исполнительность. Эффективное сотрудничество. |
Качество законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение договоров и законов. |
Образование |
Знание. Количество лет учебы в школе и вузе. |
Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала. |
Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете. |
Профессионализм |
Умение. Уровень квалификации. |
Качество продукции. Потери от брака. |
Доходы от экспорта. Потери от аварий. |
Ресурсы рабочего времени |
Время занятости в течение года. |
Количество сотрудников. |
Трудоспособное население. | | | | | |
Перейти на страницу: 1 2 3
|