На сегодняшний день учеными предложено довольно много теоретических подходов к проблеме мотивации труда, объясняющих разные аспекты трудового поведения работников. Они позволяют взглянуть на трудовую мотивацию не только с разных сторон, с разных точек зрения, но и помогают лучше понять, как можно наиболее эффективно воздействовать на рабочее поведение персонала, используя те средства и возможности, которыми располагает современная организация [20, С. 123].
В таблице 1 представлены основные положения приведенных подходов и их следствия для практики управления.
Таблица 1
Ранние взгляды на мотивацию
Теория научного управления |
Школа человеческих отношений |
1 |
2 |
Основные положения |
1. Люди по своей природе ленивы и не любят работать. |
1. Люди хотят чувствовать принадлежность к группе или организации и желают, чтобы их признавали как личность. |
2. То, что они делают на работе, не является для них особенно важным. |
2. В стимулировании людей к работе эти потребности часто более важны, чем деньги. |
3. Люди в работе избегают ответственности, самостоятельности, творчества и инициативы. |
3. Люди хотят чувствовать свою полезность и значимость. |
Практика управления |
1. Руководитель должен очень жестко управлять подчиненными и контролировать их работу. |
1. Руководитель должен создать у каждого рабочего ощущение его полезности и значимости. |
2. Необходимо разбивать задания на простые, повторяющиеся операции, которым можно легко научить среднего человека. |
2. Руководитель должен информировать подчиненных и учитывать их планы. |
3. Руководитель или специалист по научной организации труда должен четко расписать установленный порядок работы и заставлять работников жестко ему следовать. |
3. Руководитель должен позволять подчиненным проявлять самостоятельность и инициативу даже при выполнении простой работы. |
Ожидаемые последствия |
1. Люди будут работать хорошо, если оплата будет достойной, а руководитель справедливо оценивать их вклад. |
1. Делясь информацией с подчиненными и привлекая их к подготовке решений по производственным проблемам, руководитель способствует удовлетворению потребностей подчиненных в принадлежности к группе и в понимании значимости выполняемой работы. |
2. Если задания достаточно просты и работники находятся под жестким контролем, они будут работать в соответствии с установленными требованиями. |
2. Удовлетворение этих потребностей способствует улучшению морального климата в коллективе и повышает уровень доверия к решениям руководителя. |
Для ранних подходов к проблеме мотивации характерны попытки построить универсальную модель, которую можно было бы применить к любому работнику в любой ситуации.
Еще Адам Смит в своей фундаментальной работе «Исследование природы и причин богатства народов», написанной еще в 1776 году, предложил концепцию «экономического человека», в которой деньги обозначил единственным мотивирующим фактором.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|