) показатели занятости: среднесписочная численность работников гостиничного хозяйства, оздоровительных учреждений и организаций отдыха, туристских фирм;
) показатели туристских ресурсов: численность музеев и театров.
Результаты расчетов ИДРТ по семи федеральным округам показаны на рис. 2.2.1. Самая высокая степень дифференциации наблюдается у Южного Федерального округа. Это объясняется крайне резкими отличиями в инфраструктурной составляющей туризма Краснодарского края и остальных субъектов. Так, в 2006 г. вместимость специализированных КСР в Краснодарском крае составляла 197,2 тыс. мест, а в Республике Дагестан - 2,1 тыс. мест, в Ингушетии - 0,12 тыс. мест, в Калмыкии - 0,04 тыс. мест. В Ингушетии, например, на конец 2006 г. не было ни одной зарегистрированной турфирмы, на ее территории функционировало только пять КСР, из которых три - гостиницы, а два - специализированные КСР. Для Южного Федерального округа характерна концентрация миллионов туристов на узкой полосе, в то время как близлежащие территории с уникальными ресурсами не используются вообще или используются для одного-двух видов туризма. По оценкам экологов и специалистов в области туроперейтинга, степень освоенности ресурсов в приморской зоне центральных районов черноморских курортов составляет 80-100%, а в горной и степной зоне - только 10-15%.
Эта проблема обостряется еще и тем, что темпы строительства новых объектов и модернизация старых в районах с высокой плотностью туристских прибытий не соответствуют темпам роста платежеспособного спроса.
Рис. 2.2.1 Значения индекса дифференциации регионального туризма по федеральным округам РФ
Сегодня неравномерность развития туризма в Южном округе еще больше усиливается, поскольку в условиях подготовки к Олимпиаде-2014 основные финансовые ресурсы и технологии будут направлены на развитие Краснодарского края, прежде всего района Сочи. Как это ни парадоксально звучит, но решение о проведении в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр стало фактором региональных рисков. Положительный эффект от привлечения многомиллиардных инвестиций в экономику края ожидается только в будущем, однако уже сегодня проявляются некоторые неблагоприятные последствия. Так, сразу же после объявления положительного решения Международным олимпийским комитетом произошел резкий рост цен на товары и услуги в Краснодарском крае. По данным российской статистики, в третьем квартале 2009 г. внушительный рост цен наблюдался на вторичном рынке жилья: средняя цена одного квадратного метра выросла, по сравнению со вторым кварталом 2009 г., на 6 тыс. 795 руб. Индекс цен на вторичном рынке жилья в крае только за один этот квартал составил 117,54%, тогда как в целом по России он был равен 103,86%. Цены на недвижимость догнали и превысили общероссийский уровень. Высокое значение ИДРТ для Центрального Федерального округа связано с доминированием на рынке туристских услуг Москвы и Московской области как главных центров страны по приему и обслуживанию туристов, прибывающих в столичный регион с целью отдыха, оздоровления и развлечений. Самый заметный разрыв с другими субъектами округа наблюдается по финансовым показателям. В Москве сконцентрировано более 90% всех финансовых ресурсов страны, определенная часть которые обслуживает и объекты туристского комплекса: турфирмы, гостиницы, предприятия общественного питания, транспорт. В 2009 г. оборот общественного питания в Москве составил 60,9 млрд руб., что больше, чем, например, в Тульской области, в 76,2 раза. Прибыль московских организаций туризма превышала прибыль предприятий Тульской области в 1015 раз. Такой внушительный разрыв наблюдается на фоне развитых в туристском отношении областей центральной части России.
Рис. 2.2.2. Динамика средних цен на вторичном рынке жилья
Если исключить из модели группу финансовых показателей, то для Центрального округа уровень индекса уменьшится с 64,1 до 27,5, что сопоставимо с показателями Приволжского, Уральского и Дальневосточного округов. Эти округа характеризуются разным абсолютным уровнем материально-технической базы туризма, но по степени дифференциации туристского развития имеют схожие параметры. Примерно одинаков и профиль их туристской деятельности: он ориентирован преимущественно на экскурсионно-событийный туризм и в меньшей степени - на курортный отдых. Основными туристскими ресурсами этих регионов являются памятники природы и историко-культурные объекты экскурсионного показа, народные художественные промыслы, центры паломничества. Промежуточное положение Сибирского Федерального округа между округами с высоким и низким уровнем индекса региональной дифференциации связано с тем, что, с одной стороны, этот округ имеет серьезные разрывы в инфраструктурной обеспеченности разных районов. На его территории находятся 16 субъектов РФ, 4 автономных округа которых практически не вовлечены в туристскую отрасль. В Эвенкии, например, в 2009 г. функционировали только две гостиницы, и не было ни одного специализированного КСР и ни одной турфирмы. В туристско-гостиничной инфраструктуре Сибирского округа доля автономных округов составляет 1,7%, а удельный вес граждан, пользующихся туристскими услугами в этих округах, не превышает 1%. С другой стороны, субъекты-лидеры по экономическим показателям туризма имеют такие характеристики, которые в ряде случаев ниже показателей других регионов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|