Основные различия между ними приведены в таблице 1:
Менеджеры |
Лидеры |
размышляют в категориях сегодняшнего и вчерашнего дня, решают сегодняшние проблемы |
должны думать о завтрашнем и послезавтрашнем дне |
отвечают за стабильность организации, ее работу в рамках установленных правил |
отвечают за развитие, определяют ценности, философию и политику организации |
представляют процесс |
представляют направление истории, перспективу развития организации |
ориентированы на средства |
ориентированы на конечный результат |
поддерживают баланс действий, операций |
создают новые подходы и представляют новую арену для исследований |
предсказуемы, так как придерживаются протокола |
непредсказуемы, потому что изменчивы |
в чистом виде - технологи |
в чистом виде - философы |
Таким образом, лидеры интегрируют цели и ценности отдельных людей с целями и ценностями организации, определяют цели организации, планируют ее деятельность, приспосабливая ее к намеченным результатам.
Место и роль лидерства и менеджмента в едином процессе социального управления анализировали Л.Галик, Л.Эруик, Г.Литчфилд, Дж.Гетзел. Е.Гьюба, Х.Телен, В.Томпсон и др. Наиболее полно система эмпирического административного процесса, была предложена К.Ходжкинсоном и отличалась от прежних моделей тем, что: здесь особенно подчеркивалось различие между категориями «лидерство-администрирование» и «менеджмент»; признавалась внутренняя философская природа социального управления; выводились некоторые общие заключения о дифференциальной экспертизе в ходе административного процесса.
«В едином административном процессе лидерскую роль можно обозначить как философскую (под философией в данном контексте понимается обоснование ценностных основ бытия организации), а менеджерскую - как прикладную или техническую. Обе эти роли дополняют друг друга. Если лидер-администратор задает ценностную базу организации, определяет перспективы ее развития и программу осуществления этой перспективы, то есть осуществляет политику организации. А его роль можно определить как творческую. Менеджер, напротив, выполняет предписанные технические и технологические функции, поддерживающие жизнедеятельность коллектива, то есть занимается каждодневной рутинной работой. Разумеется, менеджерский уровень может усилить лидерский. Оба они необходимы для успеха организации».
В ряде современных исследований (например, у Г.Фейрхольма, С. и Т. Кучмарских) для более полной характеристики процесса социального управления вводятся такие понятия как «лидер-менеджер» и «лидер-администратор». Эти понятия характеризуют одновременно и факт существования лидерства на всех уровнях управления обществом или организацией, и необходимость охвата процессом лидерства всех уровней управления от менеджмента до администрирования.
Под управлением в широком смысле слова мы понимаем функцию любой организованной социальной системы, направленную на сохранение ее качественной определенности, на поддержание динамического равновесия с внешней средой и на ее развитие. Социальное управление (администрирование) - это основанное на принципе обратной связи стихийное или целенаправленное воздействие на подсистемы (элементы) целостной социальной системы, с тем, чтобы функционирование и развитие данной системы стало оптимальным. Администрирование есть высший уровень управления организацией в целом, структурно высшая ступень организационной иерархии, имеющая выход на внешние связи. Необходимыми составными частями процесса управления являются лидерство и менеджмент.
Лидерство можно определить как вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которых является добровольность, а главными характеристиками: наличие перспективы, инновации, оправданный риск, созидание, активное вовлечение последователей а деятельность организации.
Классический менеджмент - есть управление-принуждение внутри организации на основе протокола, правил, распорядка, основанное на формальных взаимоотношениях между людьми и направленное на сохранение существующего порядка.
Идеальным условием развития любой организации является, на наш взгляд, совпадение лидерства и администрирования, лидерства и менеджмента и появление соответственно лидеров-администраторов, лидеров-менеджеров, выполняющих формальные управленческие функции, но обладающих лидерскими чертами и признаваемые в качестве лидера со стороны последователей.
Перейти на страницу: 1 2 3
|