Следует заметить, что современные исследования возникли не на пустом месте, они основываются на более ранних, тоже утверждавших, что лидерские задачи отличаются от менеджерских. Еще в 50-х годах Ф.Селзник разделил задачи тех, кто управляет организацией в целом, то есть лидеров-администраторов от задач обычных менеджеров, работающих в разных подразделениях внутри данной организации.
Он определил лидерскую роль как ценностно-формирующую и институционно-изменчивую. Эта роль принимается им как зрелая. Согласно Селзнику, в зрелом организационном процессе переход от менеджмента к лидерству состоит в переходе от управленческого контроля к определению и усилению институциональных ценностей, которые проясняют и устанавливают тождество между организацией и обществом, частью которого она является.
А. Залежник отмечал, что менеджмент и лидерство различаются по своим функциям, мотивам, характеристикам действующих лиц и по своей логике. Менеджеры имеют склонность к неличностным подходам и пассивности.
Они предпочитают быть защищенными, идут только на хорошо просчитанный риск; строят свои отношения с людьми в зависимости от роли, которую те выполняют и сосредотачивают усилия на контроле, расчете и предсказуемости. Лидеры же демонстрируют противоположные характеристики.
В использовании власти они пристрастны, не боятся идти на риск, предпочитают созидательную роль, изменяют устаревшие структуры и активно вовлекают в свою деятельность других людей. Работа Залежника помогла уяснить основные различия между лидерством и классическим менеджментом. Многие современные исследования опираются на его анализ.
Так У. Беннис, подтверждая идеи Залежника, дополняет характеристики, свидетельствующие о различиях лидерства и менеджмента. Он называет лидеров институциональными или структурными революционерами, поскольку те (в отличие от менеджеров) обладают талантом или способностью ясно видеть перспективу развития своей организации и стимулировать деятельность по ее достижению.
Значение работы У. Бенниса состоит в том, что он одним из первых обратил внимание на факт, что современные сложные организации нуждаются в людях, представляющих два разных, уровня организационной деятельности, то есть и в лидерах, и в классических менеджерах.
Г. Фейрхольм, проанализировав основные работы, написанные разными авторами в 80-е годы ХХ века, вывел следующие характеристики лидеров, отличающие его от менеджеров:
лидеры делают правильные вещи, а не просто правильно их делают;
лидеры обладают масштабным мышлением;
лидеры используют интуицию и индивидуальный подход в работе с другими людьми;
лидеры поощряют, а не надзирают, вселяют энтузиазм, а не судят или ограничивают;
лидеры смотрят выше и видят дальше каждого из всех членов организации;
лидеры оказывают влияние на всех, работающих в организации и добиваются лояльности с их стороны;
лидеры достигают влияния на последователей вне зависимости от их прямой юрисдикции;
лидеры уделяют особое внимание непостижимым для других перспективам, ценностям и мотивам;
лидеры обладают политическим мастерством справляться с конфликтами разных потребностей своих последователей;
лидеры мыслят в терминах обновления.
Итак, лидерство - не есть менеджмент. Классический менеджмент имеет дело с такими явлениями как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача процесса классического менеджмента - сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и контролируемой. Лидерство же устанавливает другие ценности.
Мы отходим от определения лидерства как деятельности по координации и подходим к его определению как структурно-ограниченного типа взаимоотношений, имеющего свою собственную систему.
Короче, лидерство - это вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность.
Современные большие, хорошо структурированные организации нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу менеджеры для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование.
В первом случае нужна техническая компетентность, но она по существу отличается от того, что необходимо во втором случае, то есть организаторской, лидерской, философской компетентности.
Итак, лидерство отличается от классического менеджмента. Менеджмент - одно. Лидерство - совершенно другое.
Перейти на страницу: 1 2 3
|