Методы совершенствования системы менеджмента

Методология в буквальном значении (логос - наука, знание, и метод - путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:

) получение, создание нового знания;

) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;

) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая - на основе использования законов логического мышления; третья - на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Методика ПЭСТ- анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегию компании.

Для того, чтобы провести PEST - анализ, обычно используют «брейнсторм», при котором учитывают, например, такие факторы:

Политические (Policy): защита окружающей среды, налоговое регулирование, ограничения международной торговли, защиту прав потребителей, трудовое законодательство, отношения с правительственными органами, антимонопольное законодательство, политическую ситуацию.

Таблица 4

Фактор

Воздействие на отрасль

Воздействие на компанию

Усиление политического лобби российских розничных сетей

Появление законов, создающих преференции российским компаниям

создающих преференции российским компаниям. Дополнительные расходы ресурсов

Усиление попыток со стороны правительства регулировать рынок

Образование новых лобби в отрасли как контрмера по борьбе с ужесточением влияния на рынок

Необходимость большего участия в различных лобби и ассоциациях

Поддержка правительством конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов

Повышение ценовой конкуренции

Возможный отток конечных потребителей

Данная составляющая должна изучаться в 1-ю очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Можно найти возможности для бизнеса, если знать: какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры; какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в рез-те принятия новых законов и норм, регулирующих эконом процессы. Важным является выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или существует исключения из правил, и наконец, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения правовых норм с ее стороны.

Экономические (Economy): рост экономики, монетарную политику, рынок труда, уровень налогообложения, курсы обмена валют, индексы инфляции, покупательскую способность потребителей.

Таблица 5

Фактор

Воздействие на отрасль

Воздействие на компанию

Уход с рынка мелких розничных продавцов

Увеличение доли розничных сетей

Увеличение рынка конечных потребителей, сокращение рынка профессиональных покупателей

Укрепление конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов

Повышение ценовой конкуренции

Возможный отток конечных потребителей

Рост инфляции

Возникновение дополнительного спроса, изменение характера закупок FMCG

Повышение спроса на товары длительного пользования, закупки товаров длительного хранения «впрок»

Динамика курсов валют

Усиление позиций российских производителей

Снижение спроса на импортные товары, повышение - на российские

Перейти на страницу:
1 2 3