Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно - функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления. Структурным - потому, что функции определяют структуру организации. У Тейлора одна функция (планирование) - одно структурное подразделение, у Файоля - пять функций и целая система функциональных служб.
Важно понять, что Файоль имел в виду под этими функциями:
1. Планирование - это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
2. Организация - это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), причём важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
. Командная деятельность - средство выполнения организационной работы; в ограниченной своей сути это - управление подчиненными.
. Координация - гармонизация деятельности для достижения успеха.
. Контроль - проверка и надзор за тем, чтобы сё шло так, как запланировано.
Современное определение управления включает в себя все файолевские функции; разработанная им модель функций оказалась настолько плодотворной, что явилась основой для конкретизации данного понятия современными школами и направлениями менеджмента. В современной теории управления к функциям относят; планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Каждая из основных функций является для организации жизненно важной.
Рис.3- Цикл менеджмент
Рассмотрим содержание каждой функции цикла менеджмента
Функция «Планирование»
Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
1) распределения ресурсов;
2) координации деятельности между отдельными подразделениями;
) координации с внешней средой (рынком);
) создания эффективной внутренней структуры;
) контроля за деятельностью;
) развития организации в будущем [8.C. 56].
Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.
Весь процесс планирования в организации разделяется на три уровня: стратегический, тактическое планирование и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, тактическое планирование - это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти три вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то процесс планирование осуществляется в следующем порядке:
) разрабатывается миссия организации;
) исходя из миссии, разрабатываются цели;
) производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации;
) анализ стратегических альтернатив;
) выбор конкретной стратегии;
) реализация стратегии;
) оценка стратегии;
) миссия организации.
В процессе планирования обычно выделяют восемь этапов:
Таблица 3. Этапы планирования
Этапы |
Содержание этапа |
Этап 1. |
Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит. |
Этап 2 |
Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные? |
Этап 3 |
Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей? |
Этап 4 |
Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой ? |
Этап 5 |
Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение? |
Этап 6 |
Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1. |
Этап 7 |
Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы? |
Этап 8 |
Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|