Анализ и совершенствование процесса разработки средств автоматизации управления на промышленном предприятии

Много лет руководство и сотрудники компании во всём мире увлечены идеей улучшения деятельности организации. Необходимость в улучшении значительно усилилась в последнее время в связи с ускорением технологического прогресса, открывшем для мирового рынка компьютеры, спутниковую связь и самолёты. Высокая мобильность мирового бизнеса привела к значительным переменам в организационной стратегии. В 80-х, 90-х годах появилась первая волна программ по улучшению качества. Эти программы, сфокусированные на устранении дефектов и на постоянном повышении качества, были направлены на улучшение выполнения сотрудниками своих задач с целью достижения «нулевого уровня дефектов».

Огромным прорывом стало признание руководством того факта, что производственные рабочие способны производить продукцию с уровнем дефектов один на миллион изделий, в то время как вспомогательный персонал работает на уровне «один на единицу продукции».

Одним из основополагающих принципов стандарта ИСО 9000 последней редакции стало рассмотрение деятельности компании как совокупности бизнес-процессов.

Среди основных факторов, побуждающих организацию сосредоточить своё внимание на улучшении процесса и/или системы можно выделить следующие:

установка новой компьютерной системы;

слияние двух или более организаций;

необходимость сертификации в системе качества по стандартам ИСО серии 9000;

необходимость сертификации в системе по защите окружающей среды по стандартам ИСО серии 14000;

внедрение программы тотального управления качеством;

необходимость снижения затрат и длительности цикла;

необходимость подготовки к финансовому аудиту;

необходимость реагирования на требования, предъявляемые потребителями и государством.

Итак, под процессом будем понимать логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создаёт ценность и выдаёт результат потребителю [25, с. 159]. Далее в работе под понятием процесс будет подразумеваться процесс по разработке САУ.

Основной процесс разбивается на подпроцессы, мероприятия (процедуры) и задачи.

Под мероприятиями будут пониматься действия, выполняемые в рамках процесса или подпроцесса, обычно осуществляющиеся одной структурной единицей организации (одним работником или одним отделом). Мероприятия обычно описываются в инструкциях.

Под задачами будут пониматься отдельные элементы и/или подгруппы элементов мероприятия, которые определяют то, как структурная единица выполняет определённую функцию.

Существует четыре различных подхода, направленных на совершенствование процессов:

. Методика быстрого анализа решения (FAST);

. Бенчмаркинг процесса;

. Перепроектирование процесса;

. Реинжиниринг процесса.

Методика быстрого анализа решения - «прорывной» подход, который концентрирует внимание группы на определённом процессе в ходе одно- двухдневного совещания для определения способов, которыми группа может улучшить процесс в течение следующих 90 дней. Перед окончанием совещания руководство одобряет или отвергает предложенные улучшения.

Бенчмаркинг процесса - систематический метод определения, понимания и творческого развития товаров, услуг, проектов, оборудования, процессов и процедур (установившихся принципов) более высокого качества для улучшения текущей деятельности организации, посредсвом изучения того, как разные организации выполняют одинаковые или похожие операции.

Под перепроектированием процесса понимается совершенствование существующего процесса и обычно применяется к тем процессам, которые достаточно успешно работают и в настоящий момент. При перепроектировании процессов строится имитационная модель текущего состояния (as-is). После этого могут применятся следующие рационализирующие средства:

устранение бюрократии;

анализ добавленной стоимости;

устранение дублирования;

упрощение методов;

сокращение длительности цикла;

защита от ошибок (анализ текущих проблем);

модернизация процесса (реструктуризация организации);

стандартизация;

партнёрские отношения с поставщиками;

автоматизация, механизация, применение информационных технологий.

Реинжиниринг процесса наиболее радикальный из всех четырёх подходов к улучшению бизнес-процесса. Этот подход аналогичен тому, который организация использует при первоначальной разработке процесса. Реинжиниринг процесса обеспечивает максимальные улучшения, но, тем не менее остаётся наиболее дорогостоящим из всех подходов к улучшению и требует много времени. С ним также связана наибольшая степень риска.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5