Много лет руководство и сотрудники компании во всём мире увлечены идеей улучшения деятельности организации. Необходимость в улучшении значительно усилилась в последнее время в связи с ускорением технологического прогресса, открывшем для мирового рынка компьютеры, спутниковую связь и самолёты. Высокая мобильность мирового бизнеса привела к значительным переменам в организационной стратегии. В 80-х, 90-х годах появилась первая волна программ по улучшению качества. Эти программы, сфокусированные на устранении дефектов и на постоянном повышении качества, были направлены на улучшение выполнения сотрудниками своих задач с целью достижения «нулевого уровня дефектов».
Огромным прорывом стало признание руководством того факта, что производственные рабочие способны производить продукцию с уровнем дефектов один на миллион изделий, в то время как вспомогательный персонал работает на уровне «один на единицу продукции».
Одним из основополагающих принципов стандарта ИСО 9000 последней редакции стало рассмотрение деятельности компании как совокупности бизнес-процессов.
Среди основных факторов, побуждающих организацию сосредоточить своё внимание на улучшении процесса и/или системы можно выделить следующие:
установка новой компьютерной системы;
слияние двух или более организаций;
необходимость сертификации в системе качества по стандартам ИСО серии 9000;
необходимость сертификации в системе по защите окружающей среды по стандартам ИСО серии 14000;
внедрение программы тотального управления качеством;
необходимость снижения затрат и длительности цикла;
необходимость подготовки к финансовому аудиту;
необходимость реагирования на требования, предъявляемые потребителями и государством.
Итак, под процессом будем понимать логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создаёт ценность и выдаёт результат потребителю [25, с. 159]. Далее в работе под понятием процесс будет подразумеваться процесс по разработке САУ.
Основной процесс разбивается на подпроцессы, мероприятия (процедуры) и задачи.
Под мероприятиями будут пониматься действия, выполняемые в рамках процесса или подпроцесса, обычно осуществляющиеся одной структурной единицей организации (одним работником или одним отделом). Мероприятия обычно описываются в инструкциях.
Под задачами будут пониматься отдельные элементы и/или подгруппы элементов мероприятия, которые определяют то, как структурная единица выполняет определённую функцию.
Существует четыре различных подхода, направленных на совершенствование процессов:
. Методика быстрого анализа решения (FAST);
. Бенчмаркинг процесса;
. Перепроектирование процесса;
. Реинжиниринг процесса.
Методика быстрого анализа решения - «прорывной» подход, который концентрирует внимание группы на определённом процессе в ходе одно- двухдневного совещания для определения способов, которыми группа может улучшить процесс в течение следующих 90 дней. Перед окончанием совещания руководство одобряет или отвергает предложенные улучшения.
Бенчмаркинг процесса - систематический метод определения, понимания и творческого развития товаров, услуг, проектов, оборудования, процессов и процедур (установившихся принципов) более высокого качества для улучшения текущей деятельности организации, посредсвом изучения того, как разные организации выполняют одинаковые или похожие операции.
Под перепроектированием процесса понимается совершенствование существующего процесса и обычно применяется к тем процессам, которые достаточно успешно работают и в настоящий момент. При перепроектировании процессов строится имитационная модель текущего состояния (as-is). После этого могут применятся следующие рационализирующие средства:
устранение бюрократии;
анализ добавленной стоимости;
устранение дублирования;
упрощение методов;
сокращение длительности цикла;
защита от ошибок (анализ текущих проблем);
модернизация процесса (реструктуризация организации);
стандартизация;
партнёрские отношения с поставщиками;
автоматизация, механизация, применение информационных технологий.
Реинжиниринг процесса наиболее радикальный из всех четырёх подходов к улучшению бизнес-процесса. Этот подход аналогичен тому, который организация использует при первоначальной разработке процесса. Реинжиниринг процесса обеспечивает максимальные улучшения, но, тем не менее остаётся наиболее дорогостоящим из всех подходов к улучшению и требует много времени. С ним также связана наибольшая степень риска.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|