Основным недостатком каскадного подхода является существенное запаздывание с получением результатов. Согласование результатов с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждого этапа работ, требования к ИС "заморожены" в виде технического задания на все время ее создания. Таким образом, пользователи могут внести свои замечания только после того, как работа над системой будет полностью завершена. В случае неточного изложения требований или их изменения в течение длительного периода создания ПО, пользователи получают систему, не удовлетворяющую их потребностям. Модели (как функциональные, так и информационные) автоматизируемого объекта могут устареть одновременно с их утверждением.
Для преодоления перечисленных проблем появилась спиральная модель ЖЦ [6, с. 62], делающая упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование. На этих этапах реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта, и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.
Разработка итерациями отражает объективно существующий спиральный цикл создания системы. Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем. При итеративном способе разработки недостающую работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым активизируя процесс уточнения и дополнения требований.
Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения вводятся временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.
Многие предприятия, занимающиеся разработкой ПО, как основным видом своей деятельности, так и в других целях, в большинстве случаев работают с базами данных.
Под базой данных будем понимать совокупность объектов и их взаимоотношений, обеспечивающая хранение и обработку информации по определённым правилам [14, с. 13]. Таблица - ключевой элемент конструкции БД, представляющий собой набор записей.
Отдельные БД могут объединять все данные, необходимые для решения одной или нескольких прикладных задач, или данные, относящиеся к какой-либо предметной области (например, финансам, студентам, преподавателям, кулинарии и т.п.). Первые обычно называют прикладными БД, а вторые - предметными БД (соотносящимся с предметами организации, а не с ее информационными приложениями).
К настоящему времени сформировались следующие БД:
реляционные БД;
дедуктивные БД;
интегрированные или федеративные системы и мультибазы данных;
объектно-ориентированные БД;
распределённые БД;
Реляционные БД основаны на реляционной структуре данных, при которой любое представление данных сводится к совокупности двумерных таблиц особого вида, известного в математике как отношение. Наименьшая единица данных реляционной модели - это отдельное атомарное (неразложимое) для данной модели значение данных.
Дедуктивные базы данных, состоят из двух частей: экстенсиональной, содержащей факты, и интенсиональной, содержащей правила для логического ввода новых фактов на основе экстенсиональной части и запроса пользователя, причём и правила и запросы могут содержать рекурсию.
Интегрированные или федеративные системы и мультибазы данных, которые появились в связи с необходимостью комплексирования систем БД, основанных на разных моделях данных и управляемых разными СУБД;
Объектно-ориентированные базы данных возникли в связи с потребностью в некоторой интегрированной среде построения сложных информационных систем, для которых технология предшествующих систем БД не была вполне удовлеторительной.
Под распределённой базой данных (Distributed DataBase - DDB) понимают базу данных, включающую фрагменты из нескольких баз данных, которые расплагаются на различных узлах сети компьютеров, и, возможно управляется различными СУБД. Распределённая база данных выглядит с точки зрения пользователей и прикладных программ как обычная локальная база данных. В этом смысле слово «распределённая» отражает способ организации базы данных, но не внешнюю её характеристику.
В настоящее время в мире широкое распространение получили программное средства поддержки многочисленных технологий проектирования информационных систем: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ПО. Это так называемые CASE-средства.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|