стабильность и контроль
Рис. 1. Рамочная конструкция конкурирующих ценностей различных организационных культур
Адхократическая культура:
Динамичное предпринимательское место работы. Люди готовы идти на риск. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство (предоставление) уникальных и новых продуктов или услуг. Поощряется личная инициатива и свобода.
Иерархическая культура: Очень формализованное и структурированное место работы. Руководство - рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций, за счет которых обеспечивается долгосрочная предсказуемость.
Рыночная культура: Организация ориентирована на результаты, выполнение поставленной цели. Лидеры твердые руководители, непоколебимы и требовательны, работники целеустремлены. Репутация и успех является общей заботой. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке, захват рыночной доли.
Каждая типология классифицирует оргкультуру компаний, выделяя различные признаки и особенности:
зависимость от специфики вида деятельности;
зависимость от морально-психологического климата в коллективе;
зависимость от особенностей взаимодействия с внешней средой;
зависимость от тендерных особенностей;
зависимость от риска менеджеров и типа обратной связи;
зависимость от системы конкурирующих ценностей;
зависимость от национальных особенностей.
Такое разнообразие типологий обусловлено тем, что оргкультура компании определяется не одним или двумя факторами, а достаточно большой совокупностью взаимосвязанных элементов и характеристик. Можно привести типологии культур, связанные со стилем лидерства и характером управления в компании.
Несложно разработать типологию культур, исходя из критериальных основ поведения персонала в этих культурах и строгости регламентации норм поведения. Можно выделить несколько типов культур в зависимости от характера процесса целеполагания в них и т.п. Характерно, что по одному признаку две компании могут относиться к одному типу, а по другому - к разным типам культур.
Организационная культура - это многомерное поле с множеством параметров и множеством измерений. На каждом из уровней изучения - поверхностном, подповерхностном и глубинном - приоритет будет отдаваться различным характеристикам, которые порой могут быть противоречивыми в рамках одной культуры компании.
Наиболее объективную, на мой взгляд, типологию можно получить, изучая именно глубинные слои этого поля, базовые представления культуры, смысловые понятия, верования и убеждения. В зависимости от постулатов этого уровня вырабатываются все остальные элементы организационной культуры: миссия, ценности, нормы поведения, тендерные установки, особенности взаимодействия с внешней средой, цели компании.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|