В отличие от процессуалистов системщики видят ограничение в возможности выбора стратегии, которое накладывается не только внутренними особенностями фирмы (политической борьбой за власть, ресурсы и контроль над другими членами организации), но в большей степени внешними по отношению к компании факторами, связанными с тем, «как принято» в данном обществе, «как приемлемо» с точки зрения институционализированных практик общества то или иное действие.[4]
Выделим некоторых представителей данного подхода: М. Грановеттер, Р. Сведберг, Р. Виттингтон, Витлей, Р. Паскаль.
Основной практический совет, который можно вынести из системного подхода, - это учет различных социокультурных особенностей людей, которые работают в компании, и культурной традиции общества, в котором работает вся компания в целом.
Итак, рассмотрев различные подходы к трактованию понятия «стратегия», можем дать следующее общее определение: стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях среды. Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества.
Стратегическое управление представляет собой процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением. В то же время стратегическое управление - это область научных знаний о приемах, инструментах, методологии принятия стратегических решений и способах их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые помогают добиваться ей своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды.[5]
Высшее руководство фирмы, анализируя ситуацию на рынке, с учетом возможностей (потенциала) фирмы выбирает соответствующие стратегии и строит механизм стратегического управления.
Основные принципы стратегического управления:
· обоснованный выбор целей и стратегий развития фирмы;
· постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности формы;
· обеспечение взаимодействия между фирмой и внешней средой, между всеми элементами организации;
· индивидуализация стратегий с учетом особенностей конкретной фирмы;
· отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.[3]
На практике данные принципы в разной степени реализуются на предприятиях, что отражается на конкурентных преимуществах.
В организации стратегии планируются и осуществляются одновременно или последовательно на нескольких уровнях: корпоративном, уровне предприятия или бизнес-единиц, составляющих корпорацию, и функциональном. Для лучшего понимания проблемы рассмотрим схему трех уровней стратегических решений (рис.1.1) [2]
-й уровень →
-й уровень →
-й уровень →
Рис.1.1. Уровни стратегических решений.
Корпоративная стратегия определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий.
Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим (генеральным директором, президентом корпорации и т.д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности этих руководящих лиц входят: определение назначения, миссии и целей организации; выявление ключевых областей деятельности; выделение ресурсов для каждого вида деятельности; формулирование стратегий, которые охватывают корпоративную деятельность. Корпоративная стратегия включает также вопросы финансовой и организационной структуры предприятия в целом.
Перейти на страницу: 1 2 3
|