Стратегия организации - одно из широко используемых понятий теории и практики менеджмента. Как и для других фундаментальных понятий, для этого термина нет единогласно принятого определения, как нет толкования или модели выработки. Понимание стратегии, техники ее анализа, различные аспекты разработки, внедрения, оценки и контроля различны у разных авторов и разных школ.
Чтобы раскрыть суть понятия «стратегия» и дать ему определение, рассмотрим три существующих подхода к данному вопросу (классический, процессуальный и системный), их представителей и основные положения каждого подхода.
Стратегия в классическом подходе заключается в рационально-спланированном, продуманном плане размещения ресурсов компании для достижения максимального эффекта (как правило, прибыли). Основой этого подхода является так называемый идеальный тип рационального субъекта, который и принимает решение о том, каким образом будет максимизировать свою прибыль в данном месте и в данное время.[2]
Большой вклад в развитие классического подхода внесли такие ученые, как Альфред Чандлер, Игорь Ансофф и Альфред Слоан. Их теоретические разработки можно свести к трем следующим моментам:
· введение рационального анализа в формулирование стратегии;
· отделение концепции стратегии от непосредственного акта ее реализации;
· направленность стратегии на максимизацию прибыли.
Стратегия в классическом подходе берет свое начало в военной науке, а основная задача, которую видят перед собой Слоан, Чандлер и Ансофф, заключается в реорганизации и размещении ресурсов компании таким образом, чтобы последняя могла работать наиболее эффективно в рамках максимизации прибыли.
Чандлер дает определение стратегии, характерное именно для логики классического рационального подхода:
«Стратегия - это определение основных, долгосрочных целей и задач компании, а также выбор курса действий и размещение ресурсов, необходимых для их достижения».
Процессуальный подход базируется на совершенно других предпосылках, нежели классический. И первое, что отвергается в нем, - это рациональность поведения агентов окружающей действительности. Для процессуалистов нет и не может быть идеального типа экономического субъекта, ставшего основой классического подхода. Приверженцы этой стратегии считают, что стратегии не могут быть спланированы, они зачастую случайным образом возникают в крайне общей форме и на очень малый промежуток времени.
К основателям данного подхода традиционно относят ученых Американской школы Карнеги, лауреата Нобелевской премии по экономике профессора Герберта Саймона, а также Ричарда Сайерта и Джеймса Марча. Их вклад в развитие этого подхода и менеджмента в целом заключается в концепции ограниченной рациональности, в которой они наглядно показывают, насколько значительной фикцией можно считать идеальный тип рационального экономического человека. Можно выделить несколько факторов, по которым полная рациональность действительно не больше, чем выдумка:
· человек не может сравнить (даже знать) все факторы, влияющие на ситуацию;
· невозможно собрать всю информацию о том, что есть сейчас и что будет потом, чтобы создать стопроцентную правильный план;
· невозможно быть абсолютно объективным в оценках (во всем);
· человек склонен останавливаться на первом (втором, третьем) понравившемся ему решении, а не изучать все возможные реакции на ситуации, пока не оценит все альтернативы.
Процессуалисты утверждают еще одно, жестко противоречащее идее классического подхода, - несовершенство рынков, отсутствие жесткой конкуренции, которая заставляет компании меняться. При таком подходе они полностью пересматривают принцип, согласно которому компания создает стратегию. И если классический подход утверждает, что стратегия сначала формулируется, а затем внедряется, то процессуальный подход предлагает принципиально другую точку зрения - лишь после того, как стратегия начнет воплощаться, можно будет понять, как выглядит эта стратегия в действии.
Основная идея системного подхода заключается в том, что все планы, решения, идеи тех, кто пытается создать стратегию, заключается не в простом подсчитывании и калькулировании маржинальных эффектов всех экономических агентов, а в анализе включенности этих агентов в различные социальные системы, которые во многом предопределяют выбор решения или стратегии.
Перейти на страницу: 1 2 3
|