В рамках коллектива между его членами могут возникать следующие типы отношений:
· дружеская кооперация .взаимопомощь, основанные на доверии;
· дружеское соревнование в рамках позитивных взаимоотношений;
· невмешательство и дистанцирование при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества;
· соперничество, ориентация на индивидуальные цели, основанные на общем недоверии;
· кооперация антагонистов и негативное отношение друг к другу.
Как правило большинство людей одновременно являются членами официального коллектива и неформальных групп, поэтому хорошее отношение с товарищами они ценят выше благодарности начальства. Если эти цели совпадают или не противоречат, то официальная линия будет охотно поддерживаться, в противном случае линия предпочтения будет отдаваться целям неформального коллектива.
Коллектив - это больше, чем сумма личностей. Нужен сбалансированный состав сотрудников, которые могут работать вместе. В любом коллективе есть разнообразные функции, и анализ таких ролей помогает создать сбалансированный и полнокровный коллектив. Можно выделить такие взаимодополняющие роли, как руководитель или председатель коллектива, формирователь, генератор идей, оценщик идей, организатор работ, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель, которые способствуют интенсивному взаимодействию и работе по методу "мозгового штурма ".
Бывает, что каждый сотрудник берет на себя одну или больше перечисленных ролей. Если же какую-то роль выполнять некому, то коллективу приходится восполнить этот пробел. Если членам коллектива не хватает элементарных навыков, то вряд ли будут получены полезные результаты. Нужно добиваться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые в совокупности только и позволяют успешно справляться с работой. Потребности в тех или качествах неодинаковы в различных коллективах. Задача руководителя заключается в создании и поддержании обстановки саморазвития на основе непрерывного обучения.
После анализа собранной информации о группе "Миновский", можно сделать следующие выводы относительно межличностных отношений внутри коллектива и успеха всей организации:
В коллективе наблюдается не самое разумное и удачное распределение обязанностей, и, возможно, подбор участников группы оказался непродуманным. На должность организатора работ подходят два человека, однако, позиция никем не занята. В роли организатора группы мог бы выступить Миновский Д., но эта должность также не задействована. Вторниковой Е. стоило бы взять на себя обязанности формирователя, а Азаровой В. - оценщика идей. Также в коллективе наблюдается разобщенность приоритетов и недостаток общих ценностей.
В итоге, несмотря на изначально неполноценно сгенерированную команду, участники в общем испытывают положительные эмоции по отношению друг к другу, что несомненно благотворно повлияет на их работу.
Заключение
Исследовательская группа, представляя данную курсовую работу, провела исследование организационных и межличностных отношений коллектива, тем самым осуществив одну из самых главных намеченных задач, - совершенствование навыков менеджера, получение необходимых знаний в умении проводить мониторинг и исследовать межличностные, а также организационные отношения в любом коллективе.
Члены исследовательской группы научились понимать и делать правильные выводы об организации и ее микроклимате. Определив для себя цели и задачи, группа успешно их осуществила. Для этого был проведен ряд испытаний, затем результаты были подсчитаны, были сделаны соответствующие выводы о психологически устойчивом состоянии данного коллектива, о социальном микроклимате внутри исследуемой группы, о межличностных отношениях членов коллектива, а также ценностно-мировоззренческой сфере персонала исследуемой организации. Затем исследовательский коллектив внес ряд разработок и предложений по совершенствованию проектирования организационных отношений.
Перейти на страницу: 1 2 3
|