Существует достаточно большое количество современных мотивационных теорий, которые пытаются выявить ключевые потребности и интересы работников организации в мотивациях. Наибольшее распространение среди них получили содержательные и процессуальные теории.
Содержательные концепции мотивации базируются на удовлетворении потребностей и побуждении человека к действиям. Наиболее популярными содержательными теориями являются:
- иерархия потребностей по А. Маслоу;
- двухфакторная теория Ф. Герцберга;
- теория трех потребностей МакКлеланда.
Абрхам Маслоу выделяет 5 иерархических уровней потребностей. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к активизации потребностей более высокого уровня. Так, например, у сытого человека, который ощущает себя в безопасности, появляются социальные потребности (потребность в общении, любви и т.п.). Удовлетворение потребностей в общении с желаемой социальной группой расширяет возможности появления и нахождения способов удовлетворения потребности в уважении и т.д. Поэтому процесс мотивации через потребности является бесконечным.
Способы удовлетворения первичных потребностей очевидны и, как правило, связаны с организацией (созданием) системы материального стимулирования. Чем выше и разнообразнее уровень потребностей у сотрудников (их мотивационная структура), тем сложнее подобрать способы их удовлетворения.
Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности (рисунок 1.).
От руководителя требуется особый подход к управлению творческими людьми, что предполагает нестандартные и разнообразные решения в области мотивации.
Нужно помнить, что возможность воздействия на сотрудника со стороны руководства определяется тем, насколько руководитель в глазах работников воспринимается как источник удовлетворения их потребностей.
В свою очередь Фридерик Герцберг все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на мотивирующие и факторы "здоровья" (гигиенические факторы) .
Мотивирующие факторы способствуют росту степени удовлетворенности трудом и рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать потребностью в росте: потребности достижения, признания, работа сама по себе и т.п.
Рисунок 1. - Иерархия основных типов потребностей (по А. Маслоу)
Рассматривая мотивирующие факторы, выделенные Ф. Герцбергом можно сделать вывод, что заработанная плата не является таковым.
Заработную плату наряду с политикой компании, условиями работы, межличностными отношениями руководителей с подчинёнными и степенью контроля за работой исполнителей Герцберг отнёс к факторам "здоровья". Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивация связана с самим характером и сущностью работы. По мнению Герцберга, при отсутствии или недостаточной степени гигиенических факторов у человека наступает неудовлетворение собственной работой. Но если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не способны мотивировать человека на что-либо. В случае отсутствия чувства неудовлетворенности и раздражения мотивировать персонал с помощью факторов "здоровья" бесполезно.
|